РЕШЕНИЕ от 18 марта 2020 г. по делу № 44-1485/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ N 357 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О" (далее - Заказчик)
в отсутствие представителей:
ООО "Л" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 7875-ЭП/20 от 11.03.2020) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на Выполнение общестроительных работ по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 134, корпус 4, литер А для нужд ГБОУ школа-интернат N 357 "О" Приморского района Санкт-Петербурга в 2020 году (извещение номер 0372200236120000012) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.02.2020 12:27 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200236120000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 055 138,00 рублей.
В жалобе ООО "Л" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ (Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: в соответствии с п. п. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3.1.3.части I информационной карты документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). В составе первой части заявки Участником закупки предоставлены несоответствующие конкретные показатели используемого товара, по установленным в документации об электронном аукционе требованиям, а именно: 1. В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 18 "Плитки керамогранитные (в соответствии с п. п. N 16.3 Раздела Полы Локальной сметы N 1)" установлены, в том числе, следующие требования: Габаритные размеры плиток (ДхШ) не должны быть: Ширина более 350 мм. В заявке участник закупки по позиции N 18 "Плитки керамогранитные (в соответствии с п. п. N 16.3 Раздела Полы Локальной сметы N 1)" предоставил в том числе, следующие сведения: Ширина 400 мм. При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: При установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть более...", "не должен быть выше...", "не должен быть %26gt;..." (и их производные), "не более...", "не выше...", "не %26gt;..." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленного документацией.На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник закупки не допускается к участию в аукционе в электронной форме.) В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 18 "Плитки керамогранитные (в соответствии с п. п. N 16.3 Раздела Полы Локальной сметы N 1)" установлены, в том числе, следующие требования: Габаритные размеры плиток (ДхШ) не должны быть: Ширина более 350 мм.
В заявке участник закупки по позиции N 18 "Плитки керамогранитные (в соответствии с п. п. N 16.3 Раздела Полы Локальной сметы N 1)" предоставил в том числе, следующие сведения: Ширина 400 мм.
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: При установлении заказчиком соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/знаков "не должен быть более...", "не должен быть выше...", "не должен быть %26gt;..." (и их производные), "не более...", "не выше...", "не %26gt;..." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленного документацией.
В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей Заявок в случае использования в требованиях к значению показателя формулировок "не должны быть" и "более" - Участнику следовало предоставить значение не превышающее установленное в требованиях.
Таким образом, отказ Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию является правомерным.
Соответственно, жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам:
Проанализировав положения инструкции по заполнению первых частей заявок и Приложение N 2, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
"использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;" Установление требований к максимальному значению показателя с использованием слова "более", указывающего на его минимальность является некорректным и вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 марта 2020 г. по делу № 44-1485/20
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1485/20 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 33, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ N 357 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ", аукционной комиссии устранить нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200236120000012;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200236120000012 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200236120000012 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.04.2020.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.