РЕШЕНИЕ от 13 июня 2019 г. по делу № 44-3241/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ школы N 663 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "Конструкторское бюро Ворошиловы" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 17060-ЭП/19 от 05.06.2019)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене электроснабжения и электроосвещения на 2-м этаже здания ГБОУ школы N 663 Московского района Санкт-Петербурга в 2019 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов наэнергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 26.04.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200230019000006.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 002 999, 02 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отстранении участника от участия в электронном аукционе.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требование ГОСТ, аукционной документации об ином в совокупности со ссылкой на несоответствие заявки участника положениям Закона о контрактной системе, требующим соответствие заявки названной документации, не должно приводить к обходу Закона о контрактной системе (подпункт "б" пункта 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе), имеющего приоритет.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.06.2019 N 0372200230019000006-4 Заявке участника отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ (Заявка не соответствует п. подпункт 3.1.3. части I "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию" и Раздел 8 Части III Техническое задание "Инструкция по порядку предоставления участниками закупки сведений о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ, для указания в I части заявки на участие в аукционе", а именно по товару N 41 "Дюбели тип 1" в заявке участник закупки предоставил в том числе, следующие сведения: "Материал дюбеля: нейлон", "Температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля: -35°С...+70°С", при этом требования Заказчика: "Материал дюбеля: нейлон или полиэтилен". В соответствии с инструкцией по заполнению заявок: "Если показатели и значения показателей товаров (материалов), установленные в требованиях аукционной документации, не относятся к выбранному участником показателю товара или не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения материала, а так же если в соответствии с требованиями ГОСТ, показатели и значения показателей товаров (материалов) предлагаемых Участником к использованию не установлены или не нормируются для указанного участником закупки типа, вида, класса, сорта, марки или конструктивного исполнения материала, конкретное значение такого показателя не указывается, вместо конкретного значения участник указывает "не нормируется", "не указывается", "не определяется", "Х". Таким образом, предоставив значения показателей не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе. Таким образом, заявка отклонена на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию установлены требования к товарам, которые используются при оказании услуг.
Так, в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию для товарной позиции N 41 "Дюбели тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Материал дюбеля: нейлон или полиэтилен; температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля: не более - 35 - не менее +70".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, Заказчиком предусмотрен следующий порядок предоставления значений показателей: "Если показатели и значения показателей товаров (материалов), установленные в требованиях аукционной документации, не относятся к выбранному участником показателю товара или не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения материала, а так же если в соответствии с требованиями ГОСТ, показатели и значения показателей товаров (материалов) предлагаемых Участником к использованию не установлены или не нормируются для указанного участником закупки типа, вида, класса, сорта, марки или конструктивного исполнения материала, конкретное значение такого показателя не указывается, вместо конкретного значения участник указывает "не нормируется", "не указывается", "не определяется", "Х".
Анализ заявки участника показал, что по спорной товарной позиции им представлено следующее значение показателя: "Материал дюбеля: нейлон; температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля: -35°С...+70°С".
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе в данном случае участнику предоставлена возможность выбора между 2 вариантами: "Полиэтилен" и "нейлон", а затем после выбора указать значения, относящиеся к выбранному материалу. При этом характеристика "температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля", в случае предложения в составе первой части заявки товара "Дюбели тип 1" с характеристикой: "материал дюбеля: нейлон" не может быть применена.
Следовательно, выбрав по указанной товарной позиции материал изготовления "нейлон" и указав температурный режим полиэтиленового дюбеля, участник предложил товар, не соответствующий требованиям аукционной документации.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания заявки участника несоответствующей требованиям аукционной документации, а жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию для товарной позиции N 41 "Дюбели тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Материал дюбеля: нейлон или полиэтилен; температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля: не более - 35 - не менее +70".
Вместе с тем, не представляется возможным соотнести характеристику температурный режим эксплуатации полиэтиленового дюбеля и материал дюбеля "нейлон". А сами требования к товару не предусматривают указанной характеристики для дюбеля, изготовленного из нейлона, что вводит участника в заблуждение и не позволяет определить требуемую Заказчику характеристику.
Следовательно, установление подобных технических требований к товарам носит необъективный характер.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Конструкторское бюро Ворошиловы" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.