РЕШЕНИЕ от 20 июля 2020 г. по делу № 44-4025/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГБУК "Ц" (далее - Заказчик), ООО "Б" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26065-ЭП/20 от 13.07.2020) на действия аукционной комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию КСОБ зданий, расположенных по адресу: <...> и наб. канала Г., д. 103, лит. А, Б (извещение N 0372200217120000004) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении конкурса размещено 24.04.2020 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200217120000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 992,99 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч. 2 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
При этом, в силу ч. 4 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
В силу ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.07.2020 N ПРОI2, Заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе по следующим основаниям:
"на основании п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Закона 44-ФЗ (В отношении товара 2.2.8. Болты в заявке участника указано "Класс прочности 5,6.", "Соответствие нормативно-технической документации ГОСТ Р ИСО 4016-2013", при этом в соответствии с таблицей 3 ГОСТ Р ИСО 4016-2013 класс прочности для болтов с диаметром резьбы меньше 39 мм должен быть 4.6 или 4.8, следовательно участником указана значение класса прочности противоречащее указанному им ГОСТ Р ИСО 4016-2013; установлено требование к значению показателя "Номинальная длина 45 либо 50 мм", при этом в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки (Приложение N 4 к Техническому заданию) в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что требования и значения показателей являются неизменными (в заявке участника "Номинальная длина 50 мм").)".
Из содержания конкурсной документации следует, что Заказчиком установлены требования к первой части заявки на участие в конкурсе, так первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона.
При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику конкурса в допуске к участию в конкурсе;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник конкурса предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, работ, услуг, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара) содержаться в Приложении N 3 к Техническому заданию конкурсной документации.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 25 июня 2020 г.
N ИА/20616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Комиссия УФАС отмечает, что в Приложение N 3 к Техническому заданию конкурсной документации установлено требование к таким товарам (материалам) как, например: "Кабель силовой", "Кабель огнестойкий" и т.д., которые очевидно не поставляются, а используются при выполнении работ. При этом, Заказчик требует предоставить конкретные показатели данных товаров в составе первой части заявки.
Таким образом, учитывая, что техническим заданием конкурсной документации установлены требования к используемым товарам (материалам) при оказании услуг по техническому обслуживанию КСОБ зданий, расположенных по адресу: <...> и наб. канала Г., д. 103, лит. А, Б, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Конкурсе.
При этом, в соответствии с положениями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Конкурсе, нарушают п. 4 ч. 1 ст. 54.3. (ч. 7 ст. 54.4) Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая, что предмет рассматриваемой закупки не содержит в себе поставки товаров, вышеуказанные действия конкурсной комиссии нарушают ч. 4 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
2. Принимая во внимание ранее выданное Заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе по делу N 44-3834/20, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленного в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение ч. 4 ст. 54.5 Закона о контрактной системе
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным по делу N 44-3834/20.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.