РЕШЕНИЕ от 17 октября 2018 г. по делу № 44-4698/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2018 г. по делу № 44-4698/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБСУСО "Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "С" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 25436-ЭП/18 от 10.10.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в здании Заказчика по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>, лит.А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:


Извещение о проведении аукциона размещено 19.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200213418000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 337 455,18 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.10.2018 N 0372200213418000052-1 первой части заявки Заявителя (идентификационный номер 5) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании п. 2 части 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) в ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ, требованиям документации отаком аукционе, а именно:- п. 50 Приложения N 2 к Техническому заданию Требования документации: "Размеры менее 110 более 106 х более 282 менее 285 мм"Заявка участника: "Размеры 105 х 283 мм"Участником закупки указаны показатели, не соответствующие требованиям документации.".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Согласно п. 50 "Видеокамера" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Размеры менее 110 более 106 х более 282 менее 285 мм".
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заявителем в первой части заявки указано: "Размеры 105 х 283 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 3 Части III документации о закупке, согласно которой: "1.1. Под показателями, для которых установлены минимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать одно конкретное значение показателя товара: в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами "не менее...", "не ниже...", "не ранее" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть не меньше значения, установленного в документации, без указания уточняющих слов; в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами/предлогами "более...", "от...", "выше...", участники должны указать конкретное значение показателя, которое превышает значение, установленного в документации, без указания уточняющих слов/предлогов 1.2. Под показателями, для которых установлены максимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать одно конкретное значение показателя товара: в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами "не более", "не выше", "не позднее" участники должны указать конкретное значение показателя, которое не превышает значение, установленного в документации, без указания уточняющих слов; в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами/предлогами "менее...", "до...", "ниже...", участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть меньше значения, установленного в документации без указания уточняющих слов/предлогов 1.4. В случаях, когда в соответствии с настоящей инструкцией указать конкретное значение показателя невозможно (например, "менее Х более Y", где значение Х меньше значения Y), участники должны указать конкретные значения показателей, для каждого из установленных показателей (т.е. указать два значения, а именно конкретное значение установленное для показателя Х и конкретное значение установленное для показателя Y в любой удобной для участника форме (напр. через знак запятая "," или тире "-"), согласно правил, установленных п.п 1.1 и 1.2 настоящей инструкции.".
Таким образом, согласно инструкции Заказчиком установлен порядок заполнения показателей, требования к которым установлены только с использованием слова "менее" или только с использованием слова "более", а также порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием формы "менее Х более Y", при этом значение Х должно быть меньше значения Y.
В рассматриваемом показателе значение Х больше значения Y.
Следовательно, инструкция не содержит прямое указание на порядок заполнения оспариваемого показателя.
При этом, согласно п. 1. 6 инструкции Заказчиком также установлено: "В случаях, прямо не описанных настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.".
На основании п. 1.6 инструкции оспариваемый показатель является неизменным.
Таким образом, Заявителем представлено значение менее минимально допустимого, а также значение, которое не соответствует требованиям инструкции.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной систем в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системыбез своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению заявки) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе такую заявку.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.10.2018 N 0372200213418000052-1 первые части заявок с идентификационными номерами 3 и 4 допущены к участию в аукционе.
Согласно п. 50 "Видеокамера" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Размеры менее 110 более 106 х более 282 менее 285 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 3 Части III документации о закупке, согласно которой: "1.1. Под показателями, для которых установлены минимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать одно конкретное значение показателя товара: в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами "не менее...", "не ниже...", "не ранее" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть не меньше значения, установленного в документации, без указания уточняющих слов; в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами/предлогами "более...", "от...", "выше...", участники должны указать конкретное значение показателя, которое превышает значение, установленного в документации, без указания уточняющих слов/предлогов 1.2. Под показателями, для которых установлены максимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать одно конкретное значение показателя товара: в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами "не более", "не выше", "не позднее" участники должны указать конкретное значение показателя, которое не превышает значение, установленного в документации, без указания уточняющих слов; в случае установления в составе документации показателей с уточняющими словами/предлогами "менее...", "до...", "ниже...", участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть меньше значения, установленного в документации без указания уточняющих слов/предлогов 1.4. В случаях, когда в соответствии с настоящей инструкцией указать конкретное значение показателя невозможно (например, "менее Х более Y", где значение Х меньше значения Y), участники должны указать конкретные значения показателей, для каждого из установленных показателей (т.е. указать два значения, а именно конкретное значение установленное для показателя Х и конкретное значение установленное для показателя Y в любой удобной для участника форме (напр. через знак запятая "," или тире "-"), согласно правил, установленных п.п 1.1 и 1.2 настоящей инструкции.".
Таким образом, согласно инструкции Заказчиком установлен порядок заполнения показателей, требования к которым установлены только с использованием слова "менее" или только с использованием слова "более", а также порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием формы "менее Х более Y", при этом значение Х должно быть меньше значения Y.
В рассматриваемом показателе значение Х больше значения Y.
Следовательно, инструкция не содержит прямое указание на порядок заполнения оспариваемого показателя.
При этом, согласно п. 1. 6 инструкции Заказчиком также установлено: "В случаях, прямо не описанных настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.".
На основании п. 1.6 инструкции показатель "размеры" по п. 50 Приложения N 3 к Техническому заданию является неизменным.
Например, участником закупки в первой части заявки с идентификационным номером 3 по п. 50 Приложения N 3 к Техническому заданию указано: "Размеры. 109х284 мм".
Следовательно, первая часть заявки с порядковым номером 3 содержит значение показателя "размеры" по п. 50 Приложения N 3 к Техническому заданию не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания первой части заявки с порядковым номером 3 соответствующей требованиям документации о закупке.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:


1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.