РЕШЕНИЕ от 13 мая 2020 г. по делу № 44-2694/20 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
ГБДОУ детский сад N 55 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик); ООО "Т" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 15012-ЭП/20 от 28.04.2020) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), оповещения и управления эвакуаций (СОУЭ) в здании ГБДОУ детский сад N 55 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200200520000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 088 646, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно сведений протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.04.2020 N 0372200200520000009-0 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) Не соответствует требованиям документации об аукционе. Для товара Микрофон в документации установлены требования "Степень защиты: требуется не менее IP20" в соотвествии с пунктом инструкции 4.18 по такому показателю участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан предоставить значение (-я) показателя (-ей) со всеми словами (фразами), символами, следующими непосредственно за указанным словом в пределах одного предложения, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения русского языка), без использования слова: "необходим" (и его формы)., "требуется" (и его формы), "должен" (и его формы), "допускается" (и его формы). Значение указанное участником IP20 Для товара Лента тип 1 в документации установлены требования "Ширина: не менее 20мм" в соотвествии с пунктом инструкции 4.12 участие в электронном аукционе обязан указать конкретные значения показателя, менее и равное установленного документацией. Значение указанное участником "20мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые необходимы к поставке установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
Так в соответствии с указанным разделом Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к необходимому к поставке товару "Микрофон": "Степень защиты: требуется не менее IP20".
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Анализ формулировки требования к спорной товарной позиции показал, что оно содержит союз "или", указывающий на разделение вариантов значений.
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен следующий порядок предоставления показателей:
"4.18. Использование заказчиком слова "требуется" или "должен быть" (и его производных) в составе требований к показателю, означает необходимость предоставить в заявке значение (-я) показателя (-ей) со всеми словами (фразами), символами, следующими непосредственно за указанным словом в пределах одного предложения, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения русского языка), без использования слова: "необходим" (и его формы)., "требуется" (и его формы), "должен" (и его формы), "допускается" (и его формы). В случае установления требований к товару с использованием в наименовании показателя выражения "требуемая:" "требуемое:", "требуемый:", участнику закупки в составе первой части заявки необходимо указать сведения о значении показателя без изменений.".
Дополнительно, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено специальное правило относительно предоставления показателей в отношении степени защиты:
"4.24. При установлении требований заказчика к минимальным значениям степени защиты (IP) в форме двузначного числа, участником должно быть представлено двузначное число, оба разряда которого - единицы и десятки вместе и каждый по отдельности одновременно удовлетворяют требованиям заказчика. В случае, когда требование к размерам выставляется в формате (XхYхZ) требования заказчика относятся к каждому из значений".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен к поставке, в том числе, товар со следующими характеристиками: "Степень защиты IP20".
Следовательно, участник закупки, руководствуясь вышеуказанным положением инструкции представил значение показателя в соответствии с установленными в документации требованиями.
В отношении товарной позиции "Лента тип 1" в документации установлены требования "Ширина: не менее 20мм".
В силу положений инструкции определен следующий порядок предоставления значений показателей:
"4.12. При установлении заказчиком соответствующего значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретные значения показателя, менее и равное установленного документацией".
Таким образом, участник закупки представил значение показателя в полном соответствии с требованиями технического задания, а у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.