Решение по делу № 44-109/16 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-109/16 о нарушении законодательства о закупках

 

18.01.2016Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ФГБОУ ВПО «Горжилобмен» (далее – Заказчик);

ООО «Пожарно-технический центр» (далее – Заявитель);

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 14/16 от 11.01.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание в 2016 году услуг по эксплуатационно – техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования, системы вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях СПб ГБУ «ГЖО» (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 27.11.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200167815000110. Начальная (максимальная) цена контракта 2 048 000,00 руб.

В жалобе ООО «Пожарно-технический центр» указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в заключении государственного контракта по результатам рассмотрения банковской гарантии Заявителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 2 п. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

Согласно ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2015 победителем признана компания ООО «Пожарно-технический центр».

Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 31.12.2015, победителю аукциона было отказано по следующим основаниям:

«1.Банковская Гарантия не содержит условия исполнения банком-гарантом своих обязательств изложенных в извещении об осуществлении закупки.

2.нарушено требование пункта «б» Дополнительных требований к банковской гарантии, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1005 от 08.11.2013г. в котором содержится условие о недопустимости включения в банковскую гарантию положений о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжения контракта».

В результате анализа банковской гарантии № LM2712152275 АО КБ «Локо-Банк» в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что п. 1 указанной банковской гарантии содержит, в том числе, следующее условие: «Гарант берет на себя безусловное обязательство выплатить Бенефициару по его первому письменному требованию любую сумму или суммы в пределах 614 400,00. Оплата происходит на основании письменного требования Бенефициара о выплате определенной в настоящей гарантии суммы с информацией о ненадлежащем выполнении или невыполнении Принципалом обязательств, обеспеченных банковской гарантией».

Таким образом, на основе представленной информации, Комиссия УФАС делает вывод о возможности получения безусловной выплаты Заказчиком определенной суммы, рассчитанной по результатам ненадлежащего исполнения победителем торгов своих обязательств по контракту, при представлении определенного объема документов.

Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным.

Согласно пояснениям представителя Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, банковская гарантия № LM2712152275 АО КБ «Локо-Банк» содержит требование к предоставлению документов и информации, не предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 г. "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства № 1005).

Согласно Приложению «Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005, бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту следующие документы:

расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;

платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);

документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что перечень документов, утвержденный в соответствии с Постановлением Правительства № 1005 дублируется в банковской гарантии № LM2712152275 АО КБ «Локо-Банк», в рамках банковской гарантии не запрашиваются иные документы.

Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным, а сама жалоба – полностью обоснованной.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пп. 2 п. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в принятии банковской гарантии ООО «Пожарно-технический центр» на этапе заключения государственного контракта.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Пожарно-Технический центр» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пп. 2 п. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать в связи с тем, что контракт на дату заседания Комиссии УФАС заключен.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.