РЕШЕНИЕ от 5 июля 2019 г. по делу № 44-3603/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ Гимназия N 42 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "С" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 19665-ЭП/19 от 28.06.2019) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивной площадки ГБОУ гимназия N 42 Приморского района Санкт-Петербурга в 2019 году (извещение номер 0372200165719000029) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.06.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200165719000029. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 193 791,00 рублей.
В жалобе ООО "С" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 28.06.2019 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"В первой части заявки для товара "Ворота, используются для выполнения работы по строке 12 раздела 1 локальной сметы N 1" указана Высота (2000 мм), не соответствующая требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, приведенной в Разделе 5 Части III Техническое задание) Документации об электронном аукционе.Согласно пункту 5.13 указанной Инструкции: участник закупки указывает конкретное значение показателя, руководствуясь пунктом 3.3.1 этой Инструкции и правилами указания конкретных значений показателей из пунктов 4.6, 4.12 этой Инструкции, в случае указания Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений с использованием словосочетания "должна быть" и указаний на максимальность из пунктов 4.6 (в виде слова "более") и 4.12 (в виде слова "до") настоящей Инструкции. Изучив Инструкцию (включая положения пунктов 5.13, 4.6, 4.12, 3.3.1 этой Инструкции и приведенное в ней определение "Конкретное значение показателя"), участник закупки в первой части заявки по показателю "Высота" должен был представить конкретное значение показателя в виде единственного значения показателя из допустимого диапазона значений, сохранив при этом указание на максимальность предлагаемого значения показателя в виде слова "до" или равнозначного ему по значению указанию на максимальность".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком к конкретным показателям товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Данное приложение содержит следующее требование:
"По товару с наименованием Ворота, используются для выполнения работы по строке 12 раздела 1 локальной сметы N 1 требуется показатель Высота: должна быть более 1900 мм, до 2100 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 "Порядок заполнения формы "Сведения о количественных, функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе (Инструкция по заполнению первой части заявки)" Технического задания документации об аукционе.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"3.3.1 По третьему виду показателей участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя в виде единственного значения показателя из допустимого диапазона значений.
4.6 Указание Заказчиком в Документации в требовании к показателю указания на максимальность в виде слова "более" означает, что установлено требование к максимальному недопустимому значению показателя, за исключением случаев, перечисленных в пункте 5 настоящей инструкции.
4.12 Указание Заказчиком в Документации в требовании к показателю указания на максимальность в виде слова "до" означает, что установлено требование к максимальному допустимому значению показателя, за исключением случаев, перечисленных в пункте 5 настоящей инструкции.
5.13 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений с использованием слов или словосочетаний "должен быть" и их производных, "требуется", "установлено требование" и указаний на максимальность из пунктов 4.6 - 4.8, 4.12 - 4.16 настоящей инструкции, при условии, что два числовых значения разделены знаком ",", Участник закупки указывает конкретное значение показателя, руководствуясь п. 3.3.1 настоящей инструкции, а также правилами указания конкретных значений показателей пунктов 4.6 - 4.8, 4.12 - 4.16 настоящей инструкции.
Конкретное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда в значении показателя содержится указание на минимальность или максимальность показателя из п. 4.2 и п. 4.12 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки)...".
Из совокупности положений инструкции следует, что участникам закупки надлежало представить конкретное значение показателя в виде единственного значения показателя, сохранив при этом указание на максимальность предлагаемого значения показателя в виде слова "до", например, "Высота: до 2000 мм".
Согласно возражениям представителей Заказчика, установление требования таким образом обусловлено невозможностью указания одного точного значения с учетом требований к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием (стандарт Российского Футбольного Союза) и возможными отклонениями материала изготовления в соответствии с ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент".
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что им предложен товар с указанием следующей характеристики: "Высота: 2000 мм", т.е. без указания на максимальность, что противоречит требованиям документации об аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок) в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы является необоснованным.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Данное приложение содержит следующее требование:
"По товару с наименованием Ворота, используются для выполнения работы по строке 12 раздела 1 локальной сметы N 1 требуется показатель Высота: должна быть более 1900 мм, до 2100 мм".
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"3.3.1 По третьему виду показателей участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя в виде единственного значения показателя из допустимого диапазона значений.
4.6 Указание Заказчиком в Документации в требовании к показателю указания на максимальность в виде слова "более" означает, что установлено требование к максимальному недопустимому значению показателя, за исключением случаев, перечисленных в пункте 5 настоящей инструкции.
4.12 Указание Заказчиком в Документации в требовании к показателю указания на максимальность в виде слова "до" означает, что установлено требование к максимальному допустимому значению показателя, за исключением случаев, перечисленных в пункте 5 настоящей инструкции.
5.13 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений с использованием слов или словосочетаний "должен быть" и их производных, "требуется", "установлено требование" и указаний на максимальность из пунктов 4.6 - 4.8, 4.12 - 4.16 настоящей инструкции, при условии, что два числовых значения разделены знаком ",", Участник закупки указывает конкретное значение показателя, руководствуясь п. 3.3.1 настоящей инструкции, а также правилами указания конкретных значений показателей пунктов 4.6 - 4.8, 4.12 - 4.16 настоящей инструкции.
Конкретное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда в значении показателя содержится указание на минимальность или максимальность показателя из п. 4.2 и п. 4.12 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки)...".
Из совокупности положений инструкции следует, что участникам закупки надлежало представить конкретное значение показателя в виде единственного значения показателя, сохранив при этом указание на максимальность предлагаемого значения показателя в виде слова "до", например, "Высота: до 2000 мм".
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы безсвоей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 настоящего Федерального закона, а также включения информациио товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Таким образом, предоставляемые участниками закупки сведения о конкретных показателях товаров впоследствии будут включены в содержание контракта (например, "Высота: до 2000 мм").
При этом буквальное толкование предложения участника закупки (пример которого приведен выше) позволит на этапе исполнения контракта использовать товар, характеристики которого будут противоречить действительным потребностям Заказчика ("более 1900 мм"), например, 1500 мм.
Наличие указанных условий противоречит принципам эффективности закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и может привести к невозможности использования указанных в контракте материалов в ходе дальнейшего исполнения его условий.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товару таким образом, что они не отражают действительные потребности Заказчика.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 июля 2019 г. по делу № 44-3603/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3603/19 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ГБОУ Гимназия N 42 Приморского района Санкт-Петербурга - и его аукционной комиссии устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200165719000029;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200165719000029;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200165719000029 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии Уполномоченного органа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 05.08.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить аукционной комиссии заказчика техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.