Решение по делу № 44-524/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-524/15 о нарушении законодательства о закупках

25.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ГБДОУ детский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик):

ООО «Стройтехнадзор» (далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 3336 от 17.02.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в ГБДОУ детский сад № 115 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2015 году (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200163114000016. Начальная (максимальная) цена контракта 3 606 677,00 руб.

В жалобе ООО «Стройтехнадзор» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе. В ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе указано, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать информацию, в том числе о конкретных показателях товаров, соответствующих требованиям аукционной документации.

Аукционная комиссия заказчика рассмотрела заявки на соответствие требованиям аукционной документации, в том числе первую и вторую части заявки ООО «Стройтехнадзор» и признала ее несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, установив, что по п. 58 «Изделия скобяные» «Участник указал, что минимальная сила момента закрывания при угле 90 градусов составляет 29 Н*м. Однако техническим заданием было установлено требование, что минимальная сила момента закрывания при угле 90 градусов должна быть менее 28 Н*м».

Анализ заявки ООО «Стройтехнадзор» подтвердил сведения, указанные в протоколе рассмотрения вторых частей заявок.

Представитель заявителя указал на возможную техническую ошибку при подготовке заявки на участие в аукционе.

Таким образом, у аукционной комиссии заказчика имелись основания для признания заявки ООО «Стройтехнадзор» несоответствующей требованиям конкурсной документации.

Следовательно, жалоба является необоснованной.

2. В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Частью 1 ст. 9 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 2 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствиепотребностям заказчика» к Техническому заданию показал следующее.

При описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам.

Так, например, к товару по позиции 8 «Краски водно-дисперсионные тип 2» Заказчиком установлены следующие требования: «Массовая доля нелетучих веществ должна быть более 55 %. Расход краски на 1 слой должен быть менее 150 г/м2. Уровень pH краски должен быть менее 8,5. Укрывистость высушенной пленки должна быть более 90 г/м2. Максимальная степень перетира краски должна быть более 40 мкм. Время высыхания краски до момента, когда бумага не прилипает к покрытию при температуре +20 ºС должно быть более 30 минут. Условная светостойкость должна быть более 2 процентов. Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 градусов Цельсия должна быть менее 50 с. Стойкость пленки краски к статическому воздействию воды при температуре +20ºС должна быть более 24 ч. Одного килограмма краски должно хватать на однослойную окраску поверхности, площадью более 8 м2. Маркировка краски должна быть по ГОСТ 9980.4-2002. Эластичность пленки при изгибе должна быть менее 0,5 мм».

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ 9980.4-2002 «Материалы лакокрасочные. Маркировка» на каждую единицу потребительской и транспортной тары с лакокрасочным материалом, на транспортные пакеты, на средства пакетирования, на специализированные контейнеры, на автоцистерны и железнодорожные цистерны наносят маркировку в соответствии с приложением А данного стандарта, которая должна содержать, в том числе, наименование, марку и сорт материала.

Государственным стандартом, регламентирующим технические и качественные характеристики товара по позиции 8 «Краски водно-дисперсионные» (ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия») предусмотрены марки водно-дисперсионных красок, которые определяют их свойства, в том числе, значения показателей, требования к которым установлены Заказчиком.

Таким образом, марка водно-дисперсионной краски является агрегирующим показателем, который определяет ряд других показателей, установленных Заказчиком, следовательно, требование к их подробному описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.

К товару по позиции 9 «Клей» Заказчиком установлены следующие требования: «Клей должен представлять собой сухую строительную смесь, состоящую из цемента, мелкозернистого фракционного песка, модифицированную специальными добавками. Прочность сцепления с бетонным основанием в возрасте 28 суток должна быть более 0,7 МПа. Устойчивость к сползанию должна быть менее 5 мм».

Таким образом, Заказчиком установлены требования к сухой смеси, однако конкретные значения показателей «Прочность сцепления с бетонным основанием в возрасте 28 суток» и «Устойчивость к сползанию» возможно указать лишь при проведении испытаний уже затворенной смеси, в чем также усматривается нарушение правила объективного описания объекта закупки.

К товару по позиции 20 «Блоки дверные» Заказчиком установлены следующие требования: «Алюминиевые части должны быть изготовлены из алюминия», что также является избыточным требованием и не соответствует правилу объективного описания объекта закупки.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании требований к товарам Заказчиком использованы избыточные показатели товаров, которые усложняют процесс заполнения заявки на участие в электронном аукционе, вследствие чего из 4 заявок участников, принимавших участие в электронном аукционе, только одна заявка была признана соответствующей требованиям документации об аукционе (в части сведений о конкретных показателях товаров).

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.

Также по ряду товаров Заказчиком использованы нестандартные требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Так, например, к товару по позиции 20 «Блоки дверные» Заказчиком установлены следующие требования: «Максимальное отклонение номинального размера расстояния между наплавами смежных закрытых створок должно быть не менее 0,5 мм на 1 метр длины притвора».

Согласно п. 4.2.7 ГОСТ 30970-2002 «Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия», требования которого регламентируют технические и качественные характеристики данного товара, отклонение номинального размера расстояния между наплавами смежных закрытых полотен (полотен и фрамуг) не должно превышать 1,0 мм на 1 м длины притвора.

Требования, установленные Заказчиком к значению вышеуказанного показателя позволяют использовать при выполнении работ товар, несоответствующий требованиям государственного стандарта, и обладающий более худшими качественными характеристиками, что нарушает принцип эффективности осуществления закупок.

Документация об аукционе не имеет обоснования необходимости использования нестандартных показателей и требований, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Нарушения правил описания объекта закупки допущены Заказчиком при описании требований к подавляющему большинству товарных позиций. При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания обихустранении путем аннулирования закупки.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст.9, 33, 64, 66, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройтехнадзор» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1
ст. 33) Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика