РЕШЕНИЕ от 3 декабря 2018 г. по делу № 44-5405/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок
порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2018 г. по делу № 44-5405/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик):
ИП К. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 30077/18 от 27.11.2018)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для СПб ГБУЗ "Г" (площадка
ул. Старорусская, 3) на 2019 год (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
Извещение о проведении конкурса размещено 01.11.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200133118000176. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 149 170, 90 рублей.
В жалобе ИП К. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
- в установлении ненадлежащего срока для подписания контракта;
- в установлении требований к содержанию заявки, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
- в установлении критериев оценки, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- в установлении в проекте контракта ненадлежащего условия об ответственности за ненадлежащее выполнение условий контрактов;
- в объединении в один лот товаров, объединение которых недопустимо в силу действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалобы частично согласился, в оставшейся части считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с указанным Федеральным законом, должен подписать контракт.
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
В пункте 29 части III "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации указано следующее: Контракт заключается не ранее 10 (десяти), но не позднее 20 (двадцати) рабочих дней с момента подписания итогового протокола конкурса. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта.
Представитель Заказчика согласился с данным доводом Заявителя.
Таким образом, Заказчиком установлен срок для подписания контракта, отличный от срока, установленного в Законе о контрактной системе, что является нарушением ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закон а контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
з) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются казенными учреждениями;
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении N 1 к информационной карте конкурса с ограниченным участием, согласно которому заявка должна содержать:
1. Опись входящих в состав заявки и тома такой заявки документов (по форме N 1 Части IV);
2. Документы, подтверждающие правовой статус участника, полномочия лица на осуществление действий от имени участника, предусмотренные подпунктами "б", "в", "д", "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона и частью I;
3. Форма "Конкурсное предложение" (по форме N 2 Части IV);
4. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
5. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов, а именно:
5.1. Копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
6. Форма "Материально-технические ресурсы" (по форме N 3. Части IV).
7. Форма "ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ" (по форме N 6. Части IV)
8. Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов:
8.1. Подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование по форме N 4 Части IV) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
9. Иные документы по усмотрению участника конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки превышает пятнадцать миллионов рублей, в силу п. 4 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие добросовестность участника конкурса.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, не установив в конкурсной документации требования к содержанию заявки, наличие которого предусматривается п. 4 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик нарушил требование п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией УФАС также установлено, что ФОРМА "КОНКУРСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ" для участия в конкурсе с ограниченным участием на поставку продуктов питания содержит требование к участникам закупки о декларировании соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 5, 7, 7.1, 9 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, п. п. г) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусматривает наличие в составе заявки декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Декларирование в заявке участником закупки соответствия требованиям п. п. 10 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе статьей 51 указанного закона не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившимся в установлении требований к содержанию заявки, не предусмотренного Законом о контратакой системе.
4. Из содержания извещения о проведении рассматриваемого конкурса следует, что в порядке ст. 14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 832 от 22.08.2016 г "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Вместе с тем, конкурсная документация содержит требование к участникам закупки об указании в составе заявки на участие в конкурсе производителя пищевых продуктов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что Заказчиком не установлено требование об указании участниками закупки страны происхождения, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам, так как конкурсная документация предусматривает указание данной информации по форме N 4 Части IV документации. Комиссия УФАС также отмечает, что отсутствие в форме "Конкурсное предложение" соответствующего поля для представления информации о стране происхождения нарушением Закона о контрактной системе не является.
5. Комиссией УФАС также отмечает, что содержащаяся в составе конкурсной документации инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе не содержит порядка представления информации в столбце "Общий трудовой стаж по специальности водителя (водителя-экспедитора)", в том числе если обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами подтверждается на основании договора оказания транспортных услуг на момент подачи заявки на участие в конкурсе с общим стажем работы по специальности водитель (водитель-экспедитор) не менее 1 (одного) года.
Также инструкция не содержит порядка по заполнению сведений основной формы "Конкурсное предложение".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком инструкции по заполнению заявки для участия в конкурсе, что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит обоснованными доводы Заявителя.
6. При этом Комиссия УФАС находит необоснованным довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки документов, подтверждающих соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге) в связи с тем, что указанные документы передаются вместе с товаром.
Как уже было отмечено Комиссией УФАС, конкурсная документация не устанавливает требования о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 10 и 27 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Анализ конкурсной показал, что для оценки заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" оценивается наличие или отсутствие у участника закупки договора, заключенного с испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном законом порядке на проведение испытаний продукции, поставляемой для нужд Заказчика.
Присвоение баллов по показателю осуществляется на основании шкалы:
 
Значение показателя

Количество баллов по показателю Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами


У участника закупки имеется договор, заключенный с аккредитованной испытательной лабораторией на срок исполнения контракта

100 баллов


Договор отсутствует, либо представлены недостоверные данные

0 баллов
 
Для подтверждения значения показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" участник закупки предоставляет следующие документы:
1) Копию договора, заключенного между участником закупки и испытательной лабораторией. Договор должен быть заключен на срок, не меньший срока исполнения контракта. Предметом договора должно являться проведение испытаний продуктов, закупаемых в рамках настоящей процедуры закупки с периодичностью не менее одного раза в месяц. Испытательная лаборатория должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации. Область аккредитации испытательной лаборатории должна включать Технический регламент Таможенного Союза от 09.12.2011 N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
2) Оригинал выписки из реестра аккредитованных лиц в отношении указанной в договоре испытательной лаборатории. Выписка из реестра аккредитованных лиц должна быть выдана Федеральной службой по аккредитации в срок не более чем тридцать календарных дней до даты подачи заявок на участие в конкурсе.
3) Заполненную форму "Наличие материально-технических ресурсов".
В случае не предоставления любого из документов, подтверждающих значение показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами", наличия разночтений, несоответствий в представленных документах начисление баллов по данному показателю не производится.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Комиссия УФАС, проанализировав содержание указанного показателя, усматривает в установленном критерии и порядке оценки заявок по рассматриваемому показателю нарушение Закона о контрактной системе.
Так, установленный порядок оценки предполагает обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования.
Вместе с тем, договор, заключенный между участником закупки и испытательной лабораторией на оказание услуг по проведению испытаний продуктов, закупаемых в рамках настоящей процедуры закупки с периодичностью не менее одного раза в месяц не может являться подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, поскольку не предполагает передачу участнику закупки материальных средств в аренду.
Кроме того, рассматриваемый порядок не предусматривает возможности участников закупки представить в качестве подтверждения наличие у них материально-технических средств на праве собственности или на праве аренды, что не обоснованно предоставляет преимущества лицам, заключившим договор на оказание услуг с соответствующей лабораторией.
Таким образом, установленный порядок оценки по рассматриваемому показателю не позволяет определить лучшее предложение об исполнении условий контракта, а, следовательно, нарушает требования п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия УФАС отмечает, что требование, установленное Заказчиком о том, что испытательная лаборатория должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации является ненадлежащим, поскольку указанное требование не влияет на качество закупаемых товаров и не подтверждает квалификацию участника закупки, поскольку в рассматриваемом случае относится к деятельности лица (лаборатории), привлекаемого исполнителем (участником закупки) по соответствующему договору.
8. Кроме того, согласно установленному в документации порядку оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами", оценка заявок (предложений) по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "квалификация участника закупки") осуществляется следующим образом:
Установлены показатели не стоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки":
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами определяется количеством водителей (водителей-экспедиторов) в штате участника закупки, либо привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера, либо на основание договора оказания транспортных услуг на момент подачи заявки на участие в конкурсе с общим стажем работы по специальности водитель (водитель-экспедитор) не менее 1 (одного) года.
Для подтверждения обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами участник закупки заполняет Таблицу N 1 "Трудовые ресурсы" (Форма N 6 раздела IV конкурсной документации), а также предоставляет копии следующих документов на каждого сотрудника:
1) Трудовой договор, либо договор гражданско-правового характера, предусматривающий выполнение функций водителя (водителя-экспедитора);
2) Приказ о приеме на работу (либо его аналог);
3) Трудовая книжка;
4) Личная медицинская книжка, заполненная в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", оформленная в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".
5) В случае, подтверждения обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами водителей (водителей-экспедиторов), участник закупки предоставляет копию договора оказания транспортных услуг, так же предоставляет вышеуказанные документы.
В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, исходя из буквально толкования вышеприведенного положения документации, в случае непредставления хотя бы одного поименованного документа участник закупки получает минимальный балл по указанному показателю.
Вместе с тем, при заключении гражданско-правового договора, предусматривающий выполнение функций водителя (водителя-экспедитора), так называемый договор подряда или оказания услуг, участник закупки и водитель не связаны трудовыми отношениями, а, следовательно, у такого участника закупки отсутствует возможность представления в составе заявки копии трудовой книжки водителя. В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что рассматриваемый порядок оценки заявок по рассматриваемому показателю не направлен на выявление лучших условий исполнения контракта Учитывая изложенное, действиях Заказчика усматривается нарушение положений п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
9. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Вместе с тем, в пункте 8.2 проекта контракта, являющегося частью документации об аукционе, Заказчиком определено условие, согласно которому, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что содержащееся в проекте контракта условие о порядке расчета пени не соответствует порядку, установленному в ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия, в том числе, об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.10 проекта контракта, в случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает нарушение п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении в проект контракта положений Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.07.2018.
В связи с изложенным, доводы Заявителя в указанной части являются обоснованными.
10. Доводы подателя жалобы о том, что Заказчиком незаконно объединены в один лот товары, объединение которых недопустимо в силу действующего законодательства, Комиссия УФАС находит необоснованными.
В силу ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе В соответствии с ч.ч. 3 - 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение), утверждены приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ).
Согласно пункту 3 указанного Приказа, для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.
При этом, в силу п. 5 Приказа, указанный приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 мая 2014 г., регистрационный N 32183).
Приказ Минэкономразвития от 19.09.2018 N 499, отменивший указанный приказ, вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.10.2018).
Таким образом, датой начала действия приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н является 05.11.2018.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что извещение о проведении рассматриваемой закупки опубликовано до момента вступления в силу приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а, следовательно, требования указанного акта не применяются в отношении рассматриваемого конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным в указанной части.
11. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 
решила:


 1. Признать жалобу ИП К. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 34, п. 2 ч. 13 ст. 34, п. п. 4, 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
 ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 декабря 2018 г. по делу N 44-5405/18
 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 


Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-5405/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
 1. Заказчику - СПб ГБУЗ "Г", его конкурсной комиссии устранить нарушения ч. 5 ст. 34, п. 2 ч. 13 ст. 34, п.п. 4, 9 п. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные при размещении закупки с номером 0372200133118000176;
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0372200133118000176 не менее, чем на 7 (семь) рабочих дней в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200133118000176 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, его конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 18.01.2019.
3. Заказчику вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.