РЕШЕНИЕ от 27 марта 2019 г. по делу № 44-1691/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
В отсутствии представителей:
ООО "ЛА" (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8133-ЭП/19 от 20.03.2019) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено 27.02.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200113919000019.
Начальная (максимальная) цена контракта 414 123,35 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в необоснованном, по мнению Заявителя, отказе ООО "ЛА" в допуске к участию в аукционе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.03.2019 Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "первая часть заявки не соответствует информации, предусмотренной п. п. 2 (б), ч. 3, ст. 66, а именно в отношении товара N 1 Стул ученический с регулируемой высотой круглая труба установлено требование к значению показателя Ширина спинки должна быть не < 150 мм, в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными (в заявке участника "Ширина спинки 300 мм").
В отношении товара N 2 Стеллаж для инвентаря установлено требование к значению показателя Класса стеллажа не ниже МС100, в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе Показатели, сопровождающиеся "не меньше", "не ниже", ">=", "не <", "самое меньшее", а также показателей, сопровождающихся "<", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) не быть" - являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком (в заявке участника "Класса стеллажа не ниже MCI00"), в отношении товара N 2 Стеллаж для инвентаря установлено требование к значению показателя Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа не больше 1000 кг, Показатели, сопровождающиеся "не больше", "не выше", "должен (-на, -но, -ны) не превышать", "<=", "не >", а также показателей, сопровождающихся ">", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) не быть" - являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком (в заявке участника "Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа не больше 1000 кг"), в отношении товара N 2 Стеллаж для инвентаря установлено требование к значению показателя Эксплуатационная нагрузка на полку не меньше 100 кг, в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию документации об электронном аукционе Показатели, сопровождающиеся "не меньше", "не ниже", ">=", "не <", "самое меньшее", а также показателей, сопровождающихся "<", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) не быть" - являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком (в заявке участника "Эксплуатационная нагрузка на полку не меньше 100 кг"). Согласно Таблице 1 ГОСТ Р 56356-2015 каждому классу стеллажа соответствуют индивидуальные значения характеристик "Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа", "Эксплуатационная нагрузка на полку". Участник помимо указания отсутствующего в приведенном ГОСТ класса стеллажа также не выбрал значения характеристик позволяющие выбрать класс стеллажа, следовательно, участник предоставил сведения противоречащие ГОСТ Р 56356-2015.
В заявке участника отсутствует информация о количестве поставляемого товара указанная в столбце 4 "Кол-во, шт." приложения N 1 к Техническому заданию.
Основание для отклонения: п. 2 ч. 4 статьи 67 ФЗ N 44".
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые используются при оказании услуг.
Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации к ряду товаров установлены определенные требования: к товару по позиции 1 "Стул ученический с регулируемой высотой труба" указано: "Ширина спинки должна быть не < 150 мм".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем по выше оспариваемой позиции указано: "Ширина спинки 300 мм".
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Порядок предоставления сведений: "При формировании заявки, при наличии в технической части документации показателей, сопровождающихся "больше", "выше", ">", "не <", а также показателей, сопровождающихся "<", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) быть не" - участник должен предложить показатель, превышающий такое значение".
Таким образом, Заявитель предоставил сведения согласно требованиям аукционной документации и согласно положениям Инструкции по заполнению первых частей заявок.
По позиции 2 "Стеллаж инвентаря" указано: "Класса стеллажа не ниже МС100; Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа не больше 1000 кг; Эксплуатационная нагрузка на полку не меньше 100 кг".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем по выше оспариваемой позиции указано: "Класса стеллажа не ниже MCI00; Эксплуатационная нагрузка на секцию стеллажа не больше 1000 кг; Эксплуатационная нагрузка на полку не меньше 100 кг".
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию "Порядок заполнения сведений о конкретных показателях товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе для представления в I части заявки" указано: "Показатели, сопровождающиеся "не больше", "не выше", "должен (-на, - но, -ны) не превышать", "<", "не >", а также показателей, сопровождающихся ">", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, - ны) не быть" - являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком.
Показатели, сопровождающиеся "не меньше", "не ниже", ">", "не<"самое меньшее", а также показателей, сопровождающихся "<",если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) не быть" - являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком".
Данные положения Инструкции точно не указывают, относится словосочетание "должен (-на, -но, -ны) не быть" к впередистоящему знаку, или ко всему вышеизложенному предложению.
При этом в Инструкции указано: "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными".
С учетом изложенного, участник предоставил сведения в соответствии с требованиями аукционной документации и Инструкции по заполнению первых частей заявок.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО "ЛБ" к участию в электронном аукционе.
2. Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к конкретным показателям товаров, являющихся объектом закупки, а также требования к его количеству установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен Заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара.
Из толкования данной нормы следует, что количество товара императивно определяется Заказчиком и является безусловным условием контракта.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в первой части заявки Заявителя на участие в аукционе содержатся конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией. При этом в первой части заявки Заявитель подтвердил свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, тем самым принимая условия контракта и извещения, то есть подтвердил поставку товара требуемого количества в соответствии с условиями аукционной документации.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "ЛА" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 марта 2019 г. по делу № 44-1691/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-1691/19 о нарушении законодательства о размещении заказов, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ГБОУ СОШ N 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга - и единой аукционной комиссии в 7-дневный срок с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru устранить выявленные нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200113919000019;
- пересмотреть заявки всех участников закупки с учетом мотивировочной части решения указанного в преамбуле данного предписания;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0372200113919000019) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 27.04.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику и его аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.