Решение по делу 44-2995/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 44-2995/15 о нарушении законодательства о закупках

28.09.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС),

в присутствии представителей:

ГБОУ школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик);

в отсутствие представителей:

ООО «Виктория» (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 20498 от 22.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной поставке продуктов в ГБОУ Школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга (извещение № 0372200103115000008) (далее – Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200103115000008. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 448 312,50 рублей.

В жалобе ООО «Виктория» указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

  1. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что Заказчик в пп. 2.2. ч. I Информационной карты аукционной документации установил: дата окончания срока предоставления участником электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе 11 часов 00 минут «18» сентября 2015 года.

Согласно срокам, установленным ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и статье 191 ГК, запрос на разъяснение положений документации может поступить Заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, в данном случае до 18.09.2015 включительно, и в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки, Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.

Исходи из того, что датой окончания подачи заявок является 22.09.2015, а датой окончания подачи запроса 18.09.2015, следует, что крайней датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе должно быть 20.09.2015, а не 18.09.2015 как установлено Заказчиком в аукционной документации.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 (ч. 3, 4 ст. 65) Закона о контрактной системе, выраженное в нарушении порядка предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.

  1. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что согласно приложению № 2 к техническому заданию аукционной документации, Заказчик устанавливает требование к соответствию товаров действующим нормативно- техническим документам: ГОСТ, ОСТ, РСТ РФ, ТУ, СанПиН.

В соответствии с п.1 Приложения № 1 к техническому заданию аукционной документации, «Масло сливочное несоленое, 82,5% жирности, высших сорт» должно соответствовать, в том числе, ГОСТ Р 52969-2008 до 31.12.2015, ГОСТ 32261-2013 с 01.07.2015.

Заказчиком установлены требования к соответствию товаров ГОСТам, временные ограничения, сопровождающиеся предлогами «с» и «до».

Таким образом, невозможно установить к чему относятся данные ограничения и каким нормативно-техническим документом необходимо руководствоваться участникам при заполнении первой части заявки.

На основании изложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении необъективного описания объекта закупки.

Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.

Комиссией УФАС принято решение признать жалобу частично обоснованной в части доводов о нарушении порядка предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а также в части необъективного описания объекта закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что нет доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Виктория» частично обоснованной в части доводов о нарушении порядка предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а также в части необъективного описания объекта закупки.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 (ч. 3, 4 ст. 65), п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику и оператору электронной площадки не выдавать.