РЕШЕНИЕ от 11 ноября 2019 г. по делу № 44-5142/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "ГА" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ООО "ГБ" (далее - Заявитель): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 32457-ЭП/19 от 01.11.2019) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку серверного оборудования в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "ГА" в 2019 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 22.10.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200102119000061.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 674 180,00 рублей.
В жалобе ООО "ГБ" указало на неправомерные действия аукционной комиссии, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном, по мнению подателя жалобы, отказе ООО "ГБ" в допуске к участию в аукционе.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, пояснения Заказчика, подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем (п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.10.2019 N 0372200102119000061-1, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"3. Отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе с идентификационным номером заявки 225.
Участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером заявки 225, не допускается к участию в электронном аукционе по причине непредоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и документацией об электронном аукционе.
В заявке участника характеристика показателя "Искажения формы выходного напряжения" предлагаемого к поставке товара не соответствует требованиям, установленным в документации об электронном аукционе. В заявке участника закупки указана не конкретная характеристика товара.
Основание для отклонения - пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, являющимся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе (далее - Приложение N 2).
К товару по позиции N 1.2 "Источник бесперебойного питания" Заказчиком в Приложении N 2 установлены, в том числе, следующие требования:
 
Источник бесперебойного питания

Искажения формы выходного напряжения - Менее 2%

Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции N 1.2 "Источник бесперебойного питания" им предложены, в том числе, следующие характеристики:

Источник бесперебойного питания APC
PC Smart-UPS On-Line
Производитель: SchneiderElectricIndustries SAS
Страна происхождения Китайская Народная Республика

Искажения формы выходного напряжения - Менее 2%

Согласно установленной Заказчиком Инструкции по заполнению первой части заявки в случае, если заказчиком установлено значение показателя со словами "не менее", то участнику закупки необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию.
В случае, если заказчиком установлено значение показателя со словами "не более", то участнику закупки необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию.
В случае, если заказчиком установлено значение показателя требуемым диапазонным значением со словами "не менее... и не более...", "более... и не менее...", "не менее... и более...", "от... до...", то участник закупки обязан предложить товар, диапазонное значение показателя которого должно быть равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию.
Таким образом, в Инструкции установлен порядок заполнения первой части заявки при использовании Заказчиком слов: "не менее", "не более", "не менее... и не более...", "более... и не менее...", "не менее... и более...", "от... до...".
Порядок заполнения заявки при использовании Заказчиком слова "менее" в Инструкции не определен.
Учитывая отсутствие в Инструкции порядка заполнения заявки при использовании Заказчиком слова "менее", Заявителем представлено значение спорного показателя в полном соответствии с требованиями Заказчика, а именно: "Менее 2%".
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации, в связи с чем, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются обоснованными.
В результате проведения на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В том числе, Инструкции по заполнению заявки, должна содержать порядок предоставления значений показателей товара в составе заявки в зависимости от использования Заказчиком при описании требований к товарам определенных слов, союзов, знаков препинания, символов.
Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в п. 7 части 3 "Техническое задание" аукционной документации и содержит следующий порядок заполнения заявки:
"При описании товара участнику закупки необходимо учитывать следующее:
а) в случае, если заказчиком установлено значение показателя со словами "не менее", то участнику закупки необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию;
б) в случае, если заказчиком установлено значение показателя со словами "не более", то участнику закупки необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию;
в) в случае, если заказчиком установлено значение показателя требуемым диапазонным значением со словами "не менее... и не более...", "более... и не менее...", "не менее... и более...", "от... до...", то участник закупки обязан предложить товар, диапазонное значение показателя которого должно быть равно значению, установленному в Приложении N 2 к техническому заданию;
г) в случае, если заказчиком установлено значение показателя с предельным отклонением, сопровождающимся символом "+/-", то участнику закупки следует указать конкретное значение показателя, равное установленному в Приложении N 2 к техническому заданию, или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах установленного в Приложении N 2 к техническому заданию предельного отклонения;
д) по показателям товара, значения которых не могут изменяться, участник закупки указывает значение показателя товара, установленное заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию".
Комиссия УФАС установила, что при описании требований к показателям товара Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе использованы слова "менее", символы "," "-", однако в Инструкции по заполнению заявки, отсутствует порядок предоставления значений показателей товара в составе заявки в зависимости от использования Заказчиком при описании требований к товарам вышеуказанных слов и символов.
Инструкция по заполнению заявок также не позволяет определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Совокупность данных обстоятельств свидетельствует об установлении Заказчиком в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки повлекло за собой отклонение заявки Заявителя.
Выявленное в действиях аукционной комиссии нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "ГБ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 ноября 2019 г. по делу № 44-5166/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-5166/19 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику- СПб ГБУЗ "П" и его аукционной комиссии устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200021419000079 (при их наличии);
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0372200021419000079 (при их наличии);
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372200021419000079 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200021419000079 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 12.12.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.