РЕШЕНИЕ от 3 апреля 2018 г. по делу № 44-1675/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2018 г. по делу № 44-1675/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7681-ЭП/18 от 27.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку сейфа-холодильника медицинского для нужд СПб ГБУЗ "П" в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 Извещение о проведении аукциона размещено 20.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200088818000031. Начальная (максимальная) цена контракта - 270 080, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что:
- Заказчиком установлены непредусмотренные Законом о контрактной системе требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по производству медицинской техники;
- Заказчиком установлены требования к габаритам закупаемого товара путем использования точных значений, которые характерны для товара, производимого только одним изготовителем;
- Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, ограничивающие количество участников закупки.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав его пояснения, приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 1.4.2.1. раздела I "Общие положения" документации об аукционе, Заказчиком не установлены требования о соответствии участников рассматриваемого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 часть 1 статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ).
Требование о наличии лицензии на деятельность по производству медицинской техники установлено Заказчиком в качестве показателя характеристики товара и не требует представления в составе заявки на участие в аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие такого участника, требованиям действующего законодательства.
Следовательно, данный довод не нашел своего подтверждения.
2. В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из системного толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системы предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из содержания документации об аукционе следует, что предметом данного электронного аукциона является поставка товара (сейф-холодильника), а не изготовление объекта закупки. Требования к товару установлены в п. 2.5 раздела II "Техническое задание" документации об аукционе:
N п/п Наименование товара Характеристика товара Ед. изм. Кол-во 1 Сейф-холодильник медицинский Технические характеристики Параметры Сейф-холодильник предназначен для хранения и защиты от свободного доступа веществ, медицинских препаратах, лекарственных форм и т.п., имеющих строго определенные температурные условия хранения, в служебных, складских и подсобных помещениях лабораторий, медицинских учреждений, аптеках и других организациях. Соответствует Класс взломостойкости 3 (третий) Диапазон регулируемых температур в охлаждаемом объеме + 2 °С - +18 °С дифференциал 1°С Использование технологии No Frost (без инея) наличие Автоматическая оттайка наличие Размещен электрический блок управления холодильной системы в нижней части корпуса Размещение дополнительного оборудования на верхней площадке корпуса сейфа холодильника не более 200 кг Холодильная камера расположена от уровня пола на высоте не ниже 340 мм Внутренний полезный объем холодильной камеры, л. 12 Материал полок нержавеющая сталь Цвет корпуса изделия "черный гранит" Бетонный наполнитель марки не менее М400 Дисковая система запирания двери холодильной камеры наличие Тип замка для холодильной камеры 3 дисковых ригеля Количество полок в неохлаждаемой камере, шт 2 Количество выдвижных ящиков в неохлаждаемой камере, шт 1 Герметичность компрессора поршневого типа Наличие Опечатывающее устройство для холодильной камеры типа "Ушки" Тип замка для неохлаждаемой камеры Встроенный Опечатывающее устройство для неохлаждаемой камеры типа "Ушки" Освещение холодильной камеры Светодиодное 4 Вт Защита от протекания конденсируемой влаги из холодильной камеры Наличие Покрытие внешней поверхности Порошковое покрытие Внутренняя поверхность холодильной камеры Нержавеющая сталь Габаритные размеры (ШхВхГ), мм 420*1200*420 Изоляция Не хуже K-flex Компрессор Герметичного типа Мощность двигателя, Вт 122 Вт Напряжение питания двигателя, В 220В Рабочий ток питания двигателя, А 1,1А Испаритель Тип "труба на радиаторе" Конденсатор Тип "ребра и трубка" Хладагент Ra134 Температурный контроллер Наличие Температурный датчик Наличие Вентилятор 120х120 мм Не менее 1 шт.
Крепление к полу анкерным болтом внутри рамы корпуса изделия, скрытого от постороннего доступа Наличие Вес, кг, не более 180 кг штука 2 Указанные требования формально соответствуют требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе, и требования к габаритным размерам закупаемого товара, а также иные требования, перечисленные Заявителем в жалобе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Кроме того, потенциальное наличие единственного производителя поставляемого товара в рассматриваемом случае не ведет к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в аукционе на поставку данных товаров.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что уставленные в документации требования к закупаемым товарам не позволяют обеспечить существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявитель не явился и не представил документальных доказательств, подтверждающих довод об установлении в документации о закупке требований к закупаемым товарам, которые ограничивают возможность участникам закупки принять участие в рассматриваемом аукционе. Кроме того, несоответствие характеристик товара, производимого изготовителем, указанным Заявителем в жалобе, требованиям документации не свидетельствует об отсутствии таких товаров, производимых иными производителями.
Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности принять участие в рассматриваемом аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя, изложенные в жалобе необоснованными.
3. В результате внеплановой проверки, обстоятельств осуществления рассматриваемой закупки Комиссия УФАС установила следующее.
В п. 2.5 раздела II "Техническое задание" документации об аукционе, Заказчиком, помимо прочего, установлены следующие требования к закупаемому товару:
N п/п Наименование товара Характеристика товара Ед. изм. Кол-во 1 Сейф-холодильник медицинский Технические характеристики Параметры Регистрационное удостоверение, подтверждающее соответствие изделия медицинской техники сейф-холодильник Наличие Сертификат соответствия на сейф III (третьего) классу устойчивости к взлому. Наличие Лицензия на деятельность по производству медицинской техники Наличие Комплект эксплуатационной документации на русском языке Наличие Сертификат огнестойкости Наличие штука 2 Анализ вышеприведенных требований свидетельствует о том, что указанные Заказчиком требования к значениям показателей установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку не определяют функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не должны представляться участниками закупки в составе первой части заявки.
По своему содержанию, указанные выше требования являются документами, подтверждающими соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару. Требование о представлении указанных документов в силу п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе должно быть установлено Заказчиком в качестве требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Учитывая, что указанное нарушение является существенным, Комиссия УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 решила:
 1. Признать жалобу ООО "Ф" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 апреля 2018 г. по делу N 44-1675/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ


 
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-1675/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
 1. Заказчику - СПб ГБУЗ "Г", аукционной комиссии устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200088818000031;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200088818000031 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200088818000031 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28.05.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.