Решение по делу № 44-2866/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-2866/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

11.09.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

СПб ГБУЗ «Городской Гериатрический медико-социальный центр» (далее – Заказчик):

ООО «Випс-мед СПб» (далее – Заявитель):

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 19418 от 07.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем

проведения электронного аукциона на поставку специализированного оборудования для отделения реабилитации (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0372200084415000049. Начальная (максимальная) цена контракта – 15 542 400,00 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части:

1) установления размера обеспечения заявки на участие в аукционе не в соответствии с Законом о контрактной системе;

2) установления требования к участникам закупки о формировании ценового предложения не в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать  в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 24.08.2015 № ИИ2 Заказчиком не установлено ограничение в отношении участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 24.08.2015 № ИИ2 Заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в аукционе – 777 120,00 рублей (5%).

 В соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной системе в случае, если закупка осуществляется в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является субъект малого предпринимательства, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчиком не установлено ограничение в отношении участников закупки в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчиком установлено обеспечение заявки в размере 777 120,00 рублей (5%) в соответствии с положениями ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе. Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком в документации о закупке требований к участникам закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно п. 5.3 Части III «Техническое задание» документации о закупке Ценовое предложение участника не должно выходить за пределы минимального уровня рентабельности, быть ниже уровня себестоимости поставляемого товара и не должно содержать признаки ценового демпинга.

Согласно пояснениям Заказчика данное положение носит рекомендательный характер.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень документов и информации, которые участник закупки обязан предоставить.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, требование Заказчика о формировании ценового предложения участника противоречит нормам законодательства о контрактной системе. Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе законодательством установлены антидемпинговые меры, которые устанавливают механизм защиты Заказчика в случае снижения ценового предложения участника закупки на двадцать пять процентов и более.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с п. 1.6.2.8 Раздела 1 Части I документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: участник закупки не является оффшорной компанией.

Согласно абз. 1 Части II «Информационная карта» документации о закупке Заказчиком установлено: «Следующая информация и данные уточняют и/или дополняют положения Части I «Общие условия проведения аукциона в электронной форме». При возникновении противоречия положения настоящей части имеют приоритет над положениями Части I».

Комиссия УФАС установила, что Часть II «Информационная карта» документации о закупке содержит требования о соответствии участника закупки п.п. 1, 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию о закупке.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 30, 31, 34, 37, 44, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Випс-мед СПб» частично обоснованной в части доводов:

- об установлении требований к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.

  1. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

  2. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.