Решение по делу № 44-391/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-391/15 о нарушении законодательства о закупках

17.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС)

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее – заказчик),

ООО «А.Ф.Б. сервис» (далее – заявитель),

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 2808 от 11.02.2015) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части и замены гидроизоляции дорожных сооружений Санкт-Петербурга: «Ново-Московский мост»; «Восточный путепровод на пересечении дороги к аэропорту с Пулковским шоссе»; «Западный путепровод на пересечении дороги к аэропорту с Пулковским шоссе»; «Силин мост через р. Карповку»; «Кантемировский мост»; «Транспортный тоннель Большеохтинского моста (левый берег)» для нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 29.01.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067815000021. Начальная (максимальная) цена контракта 49 015 786,36руб.

Заказчик заявил ходатайство об отводе Комиссии УФАС.

Комиссией УФАС принято решения в удовлетворении ходатайства отказать.

Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения аукционной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Анализ проекта контракта показал отсутствие условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При таких обстоятельствах, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системезаказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Довод заявителя о том, что в извещении о проведении закупки отсутствует информация о порядке привлечения субподрядчиков, не нашел своего подтверждения. Установлено, что функционал официального сайта в настоящее время не позволяет заказчикам осуществить действия по включению сведений о привлечении субподрядчиков в извещение о проведении закупки.

Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.

3.В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цепа которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В соответствии с ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе указанная в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В соответствии с ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления заказчику указанной в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

- 1 млрд. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

- 100 млн. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 015 786,36 рублей.

Однако заказчиком в п. 5.2.29 проект контракта установлено требование, предусмотренное ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе:

«В соответствии с ч. 23,24 ст. 34 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в течение десяти дней с момента заключения Подрядчиком договора или договоров с субподрядчиками, предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта».

Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 23ст. 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

4.Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт,

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В Информационной карте аукционной документации указано, что «В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС». При этом в п. 3.1 проекта контракта установлено, что «В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

С учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

Заказчик в Информационной карте и п. 3.1 проекта контракта предусмотрел возможность изменения цены контракта, в том числе уменьшение платежей по контракту на размеры налоговых выплат, чем нарушил ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

5. Довод заявителя о расчете начальной (максимальной) цены контракта с нарушениями законодательства о контрактной системе не нашел своего подтверждения в связи с тем, что дорога в соответствии с действующим законодательством является сооружением и применение проектно-сметного метода расчета начальной (максимальной) цены контракта в данном случае является обоснованным.

Следовательно, жалоба является частично обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

6. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 5 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» показал следующее.

При описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные Законом о контрактной системе, например:

К товару по позиции 2 «Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА -15, ГОСТ 31015 -2002» установлены требования к описанию составане только самой смеси (щебень, песок, порошок и т.д.), но и требования к подробному описанию веществ, входящих в состав такой смеси (щебня, песка): группа щебня, порода щебня, полные остатки щебня на сите,марка по дробимости, истираемости, морозостойкости щебня, содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне, содержание глины в комках в щебне, содержание посторонних засоряющих примесей в щебне,содержание глинистых частиц в песке и т.д.

При этом в требованиях к смеси указана ее марка и информация о том, что она должна соответствовать ГОСТ.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении смеси, ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Следовательно, действия заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, которые, при этом являются средством для выполнения работ, а не товаром, использующимся и передающимся заказчику вместе с результатом выполненных работ, нарушают принцип объективного описания объекта закупки.

В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» (далее - Форма), рекомендуемой участнику размещения заказа, для представления в I части заявки на участие в аукционе» части III «Техническое задание» документации об аукционе.

Согласно положениям установленной инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ, для показателей в отношении которых представлены варианты значений участник закупки должен выбрать одно конкретное значение.

К товару по позиции 1 «Битум нефтяной дорожный жидкий ГОСТ 11955-82» установлены требования к показателю «Марка вязкого дорожного битума» в виде диапазонного значения (БН 60/90 или БНД 60/90). Согласно положениям инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях вышеперечисленный показатель должен относятся к показателям, для которых указаны варианты значений.

Таким образом, описание товара не соответствует правилу объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 30, 33, 34, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «А.Ф.Б. сервис» частично обоснованной в части доводов:

- об утверждении заказчиком аукционной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе;

- о неустановлениизаказчиком в проекте контракта ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков;

- об установлении заказчиком в проекте контракта незаконного требования к исполнителю по контракту;

- об установлении заказчиком возможности уменьшения платежей по контракту на размеры налоговых выплат.

2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 34, ч. 23 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33)Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.