Решение по делу № 44-410/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-410/15 о нарушении законодательства о закупках

17.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее – Заказчик):

ООО «Стройтехнологии» (далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 2934 от 12.02.2015) на действияЗаказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог Пушкинского района Санкт-Петербурга (Часть 1) для нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 29.01.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067815000010. Начальная (максимальная) цена контракта 47 694 885,39 руб.

В жалобе ООО «Стройтехнологии» указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системедолжна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 7 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» показал следующее.

При описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные Законом о контрактной системе, например:

1. К товару по позиции 1 «Битумы нефтяные дорожные жидкие, класс МГ, СГ, ГОСТ 11955-82» Заказчиком установлены следующие требования: «Класс: Густеющие или медленногустеющие».

Пунктом 1.1 ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия» установлено, что в зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: густеющие со средней скоростью и медленногустеющие.

Таким образом, Заказчиком при описании требований к вышеуказанному товару использован нестандартный показатель. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» (далее - Форма), рекомендуемой участнику размещения заказа, для представления в I части заявки на участие в аукционе» части III «Техническое задание» документации об аукционе.

Согласно положениям установленной инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ, для показателей в отношении которых представлены варианты значений участник закупки должен выбрать одно конкретное значение.

Установленные Заказчиком требования к товару по позиции 1 «Битумы нефтяные дорожные жидкие, класс МГ, СГ, ГОСТ 11955-82», а именно «Класс: Густеющие или медленногустеющие» противоречат наименованию данного товара, поскольку оно предполагает использование битумов двух классов. Таким образом, описание товара не соответствует правилу объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

2. К товару по позиции 2 «Щебень из природного камня для строительных работ, марка 800, фракция 5(3)-10 мм, ГОСТ 8267-93» Заказчиком установлены следующие требования: «Полные остатки на сите с диаметром отверстий равный наибольшему размеры зерен не более 10 % по массе. Полные остатки на сите с диаметром отверстий равным 1,25 наибольшего размеры зерен не более 0,5 % по массе. Содержание пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 50 % по массе. Средняя плотность зерен горной породы не более 3,0 г/см3».

Согласно положениям инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях вышеперечисленные показатели относятся к виду, который определяется диапазоном значений.

Однако требования к значениям данных показателей содержат только максимально допустимые значения, а требование к нижней границе диапазона Заказчиком не установлено, что по мнению Комиссии УФАС нарушает правило объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

3. К товарам по позициям4 и 7 «Асфальтобетон марка I, пористый, м/з, ГОСТ 9128-2013» Заказчиком установлено следующее требование: «Марка минерального порошка МП-1 или МП-2».

В соответствии с п. 4.1.22 минеральный порошок, входящий в состав смесей и асфальтобетонов, на территории Российской Федерации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003.

Согласно приложению «А» ГОСТ Р 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия» областью применения минерального порошка МП-2 являются асфальтобетоны марок II и III.

Согласно требованиям государственных стандартов минеральный порошок марки МП-2 не применяется при изготовлении асфальтобетона марки I.

Таким образом, Заказчиком использовано нестандартное требование, касающееся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

4. К товару по позиции 5 «Кольцо опорное КО 6, ГОСТ 8020-90» Заказчиком установлены следующие требования: «Геометрический объем более 0,03 м.куб. Объем не менее 0,02 м3. Класс бетона:тяжелый бетон Б15».

ГОСТ 8020-90«Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия» не предусмотрены показатели «Геометрический объем» и «Объем», также класс бетона «Б15» действующими государственными стандартами не предусмотрен.

Таким образом, Заказчиком использованы нестандартныепоказатели и требование, касающиеся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей и требований, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

5. Из наименования товара по позиции 6 «Бетон тяжелый, класс В15 (М200), ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010» следует, что он должен соответствовать требованиям, в том числе ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия», который распространяется на готовые для применения бетонные смеси тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов на цементных вяжущих, отпускаемые потребителю для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций или используемые на предприятиях для изготовления изделий и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

Из доводов жалобы следует, что сметная документация не содержит видов работ, где используются бетонные смеси, предназначенные для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций.

Представителями Заказчика не даны достаточные пояснения о необходимости использования данного товара, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание товара не соответствует правилу объективного описания, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1
ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

6. К товару по позиции 8 «Камни бортовые БР 100.30.18 серые, ГОСТ 6665-91» Заказчиком установлено следующее требование: «Тип бетона мелкозернистый или тяжелый».

В соответствии с п. 1.2.6 ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» бортовые камни марки БР 100.30.18 имеют длину 1000 мм.

Пунктом 1.2.5 вышеуказанного государственного стандарта установлено, что бортовые камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96 г.

Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком использовано нестандартное требование, касающееся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Заказчиком установлено требование о соответствии товара по позиции 8 «Камни бортовые БР 100.30.18 серые, ГОСТ 6665-91» государственному стандарту 6665-91«Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», однако требования к его характеристикам сформулированы таким образом, что допускают использование товара, который данному ГОСТ не соответствует, что, по мнению Комиссии УФАС, нарушает правило объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

7. Также Заявитель в доводах жалобы указывает на использование по ряду товаров нестандартного показателя «Значение удельной эффектной активности естественных радионуклидов Аэфф».

Согласно ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов» данный показатель должен быть установлен, как «Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов».

Однако, Заказчиком на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru даны разъяснения положений документации, согласно которым при описании требований к товарам была допущена опечатка и верным для данного показателя будет слово «эффективной».

Комиссия УФАС считает, что в рассматриваемом случае разъяснения положений документации не изменяют ее суть, таким образом, данный довод признан необоснованным.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройтехнологии» частично обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правила объективного описания объекта закупки и об использовании нестандартных нестандартныепоказателей и требований, касающихся технических и качественных характеристик по ряду товаров.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и 2 ч. 1
ст. 33)Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела № 44-382/15 от 17.02.2015 о нарушении законодательства о закупках.