Решение по делу № 44-389/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-389/15 о нарушении законодательства о закупках

17.02.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС)

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее – заказчик),

ООО «А.Ф.Б. сервис» (далее – заявитель),

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 2805 от 11.02.2015) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог Василеостровского района Санкт-Петербурга. Часть 2 для нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона размещено 29.01.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067815000008. Начальная (максимальная) цена контракта 27 994 020,36руб.

Заказчик заявил ходатайство об отводе Комиссии УФАС.

Комиссией УФАС принято решения в удовлетворении ходатайства отказать.

Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения аукционной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе, а также в части отсутствия содержательных разъяснений положений аукционной документации при ответе на запрос участника закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Анализ проекта контракта показал отсутствие условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При таких обстоятельствах, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

2. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системезаказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Довод заявителя о том, что в извещении о проведении закупки отсутствует информация о порядке привлечения субподрядчиков, не нашел своего подтверждения. Установлено, что функционал официального сайта в настоящее время не позволяет заказчикам осуществить действия по включению сведений о привлечении субподрядчиков в извещение о проведении закупки.

Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.

3.В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цепа которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В соответствии с ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе указанная в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В соответствии с ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления заказчику указанной в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

- 1 млрд. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

- 100 млн. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 994 020,36 рублей.

Однако заказчиком в п. 5.2.29 проект контракта установлено требование, предусмотренное ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе:

«В соответствии с ч. 23,24 ст. 34 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в течение десяти дней с момента заключения Подрядчиком договора или договоров с субподрядчиками, предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта».

Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 23ст. 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

4.Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт,

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В Информационной карте аукционной документации указано, что «В случае если победитель не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС». При этом в п. 3.1 проекта контракта установлено, что «В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

С учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

Заказчик в Информационной карте и п. 3.1 проекта контракта предусмотрел возможность изменения цены контракта, в том числе уменьшение платежей по контракту на размеры налоговых выплат, чем нарушил ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

5. В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В разъяснениях положений аукционной документации, размещенных заказчиком 06.02.2015 на официальном сайте, по ряду вопросов отсутствуют содержательные ответы на запрос, например:

«Вопрос 1: какой конкретно вам нужен класс СГ или МГ, или оба?

Ответ 1: Вопрос поставлен некорректно. Необходимо указать конкретные характеристики, предлагаемого товара при производстве работ».

Вопрос9: не установлено отклонение по верхней кромке или же отклонение по основанию, то есть не определил свои потребности. Просим установить конкретику.

Ответ9: В приложении № 7 к части III Техническое задание установлены стандартные требования к товару в соответствии с п.1.3.23. ГОСТ 6665-91.

Вопрос 15: вы вообще ГОСТ Р 52129-2003 по порошку открывали? Незаконные требования. по ГОСТ Р 52129-2003: зерновой состав порошка мельче 1,25 мм не менее 100. Зерновой состав порошка мельче 0,315 мм не менее 90. Зерновой состав порошка мельче 0,071 мм не менее 70. Пористость не более 35 (или не более 30)».

Ответ 15: В приложении №7 к части III Техническое задание установлены стандартные требования к товару в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003».

 

 

В данном вопросе участник указывает на требования к товару, которые, на его взгляд, являются незаконными. При этом участник обосновывает свою позицию, ссылаясь на ГОСТ. Заказчик же, игнорируя поставленные вопросы по сути не разъясняет положения аукционной документации, а указывает на то, что требования к товарам установлены в соответствии с ГОСТ.

Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.

6. Довод заявителя о расчете начальной (максимальной) цены контракта с нарушениями законодательства о контрактной системе не нашел своего подтверждения в связи с тем, что дорога в соответствии с действующим законодательством является сооружением и применение проектно-сметного метода расчета начальной (максимальной) цены контракта в данном случае является обоснованным.

Следовательно, жалоба является частично обоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

7. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.

В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 7 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» показал следующее.

При описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные Законом о контрактной системе, например:

К товару по позиции 4 «Кольцо опорное КО 6, ГОСТ 8020-90» заказчиком установлены следующие требования: «Геометрический объем более 0,03 м. куб. Объем не менее 0,02 м3. Класс бетона: тяжелый бетон Б15».

ГОСТ 8020-90«Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия» не предусмотрены показатели «Геометрический объем» и «Объем», также класс бетона «Б15» действующими государственными стандартами не предусмотрен.

Таким образом, заказчиком использованы нестандартные показатели и требование, касающиеся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей и требований, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

К товару по позиции 7 «Битумы нефтяные дорожные жидкие, класс МГ, СГ, ГОСТ 11955-82» Заказчиком установлены следующие требования: «Класс: Густеющие или медленногустеющие».

В п. 1.1 ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия» установлено, что в зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: густеющие со средней скоростью и медленногустеющие.

Таким образом, заказчиком при описании требований к вышеуказанному товару использован нестандартный показатель. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена заказчиком в разделе 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» (далее - Форма), рекомендуемой участнику размещения заказа, для представления в I части заявки на участие в аукционе» части III«Техническое задание» документации об аукционе.

Согласно положениям установленной инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ, для показателей в отношении которых представлены варианты значений участник закупки должен выбрать одно конкретное значение.

Установленные заказчиком требования к товару по позиции 7 «Битумы нефтяные дорожные жидкие, класс МГ, СГ, ГОСТ 11955-82», а именно «Класс: Густеющие или медленногустеющие» противоречат наименованию данного товара, поскольку оно предполагает использование битумов двух классов. Таким образом, описание товара не соответствует правилу объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Из наименования товара по позиции 8 «Бетон тяжелый, класс В15 (М200), ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010» следует, что он должен соответствовать требованиям, в том числе ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия», который распространяется на готовые для применения бетонные смеси тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов на цементных вяжущих, отпускаемые потребителю для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций или используемые на предприятиях для изготовления изделий и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

При этом сметная документация не содержит видов работ, где используются бетонные смеси, предназначенные для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций.

Представителями заказчика не даны достаточные пояснения о необходимости использования данного товара, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание товара не соответствует правилу объективного описания, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

К товару по позиции 11 «Асфальтобетон марка II тип Г, ГОСТ 9128-2013» заказчиком установлены следующие требования: «Вид песка: песок из отсевов дробления. Группа по крупности песка: Повышенной крупности или крупный или средний или мелкий или очень мелкий».

В соответствии с п. 4.1.21 ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010.

В п. 4.1.6 ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» установлено, что песок может быть отнесен к группе очень крупных, повышенной крупности, крупных, средних и мелких песков класса I или II.

Таким образом, государственными стандартами, требования которых регламентируют технические и качественные характеристики товара по позиции 11 «Асфальтобетон марка II тип Г, ГОСТ 9128-2013» не предусмотрено использование применение песка группы «очень мелкий», следовательно, заказчиком использовано нестандартное требование, касающееся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

Также по товару «Асфальтобетон марка II тип Г, ГОСТ 9128-2013» установлено требование к значению показателя «Наибольший размер зерен». При этом в состав асфальтобетона входят, в том числе, минеральный порошок и песок, требования к описанию характеристик которых также установлено заказчиком. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным определить, к какому материалу установлен показатель «Наибольший размер зерен», следовательно, описание данного товара не соответствует правилу объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

К товару по позиции 12 «Асфальтобетон марка I, пористый, м/з, ГОСТ 9128-2013» заказчиком установлено следующее требование: «Марка минерального порошка МП-1 или МП-2».

В соответствии с п. 4.1.22 минеральный порошок, входящий в состав смесей и асфальтобетонов, на территории Российской Федерации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003.

Согласно приложению «А» ГОСТ Р 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия» областью применения минерального порошка МП-2 являются асфальтобетоны марок II и III.

Согласно требованиям государственных стандартов минеральный порошок марки МП-2 не применяется при изготовлении асфальтобетона марки I.

Таким образом, заказчиком использовано нестандартное требование, касающееся технических и качественных характеристик товара. Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

К товару по позиции 13 «Щебень из природного камня для строительных работ, марка 800, фракция 5(3)-10 мм, ГОСТ 8267-93» Заказчиком установлены следующие требования: «Полные остатки на сите с диаметром отверстий равный наибольшему размеры зерен не более 10 % по массе. Полные остатки на сите с диаметром отверстий равным 1,25 наибольшего размеры зерен не более 0,5 % по массе. Содержание пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 50 % по массе. Средняя плотность зерен горной породы не более 3,0 г/см3».

Согласно положениям инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях вышеперечисленные показатели относятся к виду, который определяется диапазоном значений.

Однако требования к значениям данных показателей содержат только максимально допустимые значения, а требование к нижней границе диапазона заказчиком не установлено, что по мнению Комиссии УФАС нарушает правило объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 30, 33, 34, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «А.Ф.Б. сервис» частично обоснованной в части доводов:

- об утверждении заказчиком аукционной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе;

- о неустановлениизаказчиком в проекте контракта ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков;

- об установлении заказчиком в проекте контракта незаконного требования к исполнителю по контракту;

- об установлении заказчиком возможности уменьшения платежей по контракту на размеры налоговых выплат;

- об отсутствии содержательных разъяснений положений аукционной документации при ответе заказчиком на запрос участника закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 34, ч. 23 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33), ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.