РЕШЕНИЕ от 15 августа 2018 г. по делу № 44-3895/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2018 г. по делу № 44-3895/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "П" (далее - Заказчик):
ООО "Э" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 20190-ЭП/18 от 08.08.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на изготовление и поставку светового оборудования для нужд СПб ГБУ "П" (извещение номер 0372200054418000075) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) дляобеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.07.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200054418000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 097 227,00 рублей.
В жалобе ООО "Э" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372200054418000075-1 от 03.08.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1. Как следует из инструкции заполнения первой части заявки: "По показателям (характеристикам) товаров вес изделия участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значение показателя (характеристики) без изменения".
Однако, в заявке участника по показателю N 6 "Вес изделия" п. 1 "трек для трекового светильника тип 1" указано 1,6 кг, вместо не более 1,6 кг, как это требует инструкция по заполнению первой части заявки.
2. Как следует из инструкции заполнения первой части заявки: "Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться". Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не более", "максимум", "до", "не выше", "меньше", "ниже", "уже", "менее", "максимальный (-но; -ая; -ое)", "<", "не больше", "не свыше", "не превышать (-ет; -ют)", "не шире", "<=". В случае если по одному из типов требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) установлено требование к значению показателя (характеристики) товара (изделия), которое не может рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей (характеристик) товаров (изделий) или как требование к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) или как требование к диапазону значений показателей (характеристик) товаров (изделий), участник закупки указывает значение показателя (характеристики) товара (изделия) без изменений.
При этом, в заявке участника закупки по показателю N 7 "Степень защиты" п. 1 "Трек для трекового светильника тип 1" указано IP44, вместо "не ниже IP20", как этого требует инструкция по заполнению первой части заявки.
3. Как следует из инструкции заполнения первой части заявки: "К четвертому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться". Требования к максимальным значениям задается с помощью словосочетаний: "не более... и не менее...", "более... и менее...", "не ниже... и не выше...". В случае если по одному из типов требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) установлено требование к значению показателя (характеристики) товара (изделия), которое не может рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей (характеристик) товаров (изделий) или как требование к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) или как требование к диапазонузначений показателей (характеристик) товаров (изделий), участник закупки указывает значение показателя (характеристики) товара (изделия) без изменений.
При этом, в заявке участника закупки по показателю N 1 "Назначение, конструкция изделия" п. 1 "Трек для трекового светильника тип 1" указано "Изделие комплектуется торцевымитокоподводами и одной заглушкой", вместо "Изделие комплектуется торцевыми токоподводами и не менее одной заглушки", как это требует инструкция по заполнению первой части заявки".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 1 "Трек для трекового светильника тип 1" Заказчиком установлено требование: "Назначение, конструкция изделия (Требования к значениям показателя (характеристики) товара (изделия). Тип 4) Изделие комплектуется торцевымитокоподводами и не менее одной заглушки".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно положениям инструкции:
"К четвертому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться.При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров (изделий) по четвертому типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания, а также требованиям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки)...
...При указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров (изделий), по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий), требования к диапазонам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) не допускается использование участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе слов, знаков, словосочетаний с помощью которых заданы требования: к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не менее", "более", "минимум", "от", "не ниже", "больше", "выше", "свыше", "превышать (-ет; -ют)", "шире", "минимальный (-но; -ая; -ое)", ">", "не меньше", "не уже", ">="; к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не более", "максимум", "до", "не выше", "меньше", "ниже", "уже", "менее", "максимальный (-но; -ая; -ое)", "<", "не больше", "не свыше", "не превышать (-ет; -ют)", "не шире", "<="; к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не более... и не менее...", "более... и менее...", "не ниже... и не выше..."; требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий), сопровождающиеся словом "или" или знаком "/".
Из положений инструкции не следует, что спорную характеристику надлежит отнести к виду показателей, значения которых предоставляются в неизменном виде, напротив, в ней содержатся указания, позволяющие отнести спорную характеристику к виду показателей, для которых установлены минимальные показатели.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Изделие комплектуется торцевымитокоподводами и одной заглушкой", что не противоречит требованиям документации об аукционе.
2. К товару по позиции 1 "Трек для трекового светильника тип 1" Заказчиком установлено требование: "Вес изделия (Требования к значениям показателя (характеристики) товара (изделия). Тип 2) должен быть не более 1,6 кг".
Согласно положениям инструкции:
"Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться.При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров (изделий) по второму типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания, а также требованиям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания...
...К максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не более", "максимум", "до", "не выше", "меньше", "ниже", "уже", "менее", "максимальный (-но; -ая; -ое)", "<", "не больше", "не свыше", "не превышать (-ет; -ют)", "не шире", "<="...
По показателям (характеристикам) товаров вес изделия участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значение показателя (характеристики) без изменения".
Из положений инструкции не следует, что спорную характеристику надлежит отнести к виду показателей, значения которых предоставляются в неизменном виде, напротив, в ней содержатся указания, позволяющие отнести спорную характеристику к виду показателей, для которых установлены максимальные показатели.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Вес изделия 1,6 кг", что не противоречит требованиям документации об аукционе.
3. К товару по позиции 1 "Трек для трекового светильника тип 1" Заказчиком установлено требование: "Степень защиты (Требования к значениям показателя (характеристики) товара (изделия). Тип 1) должен быть не ниже IP20".
Согласно положениям инструкции:
"К первому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться.При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров (изделий) по первому типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания, а также требованиям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания. Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий) или требования к показателям (характеристикам) товаров (изделий), значения которых не могут изменяться При указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров (изделий), по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров (изделий), требования к диапазонам значений показателей (характеристик) товаров (изделий) не допускается использование участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе слов, знаков, словосочетаний с помощью которых заданы требования: к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров (изделий), такие как "не менее", "более", "минимум", "от", "не ниже", "больше", "выше", "свыше", "превышать (-ет; -ют)", "шире", "минимальный (-но; -ая; -ое)", ">", "не меньше", "не уже", ">=".
Из положений инструкции не следует, что спорную характеристику надлежит отнести к виду показателей, значения которых предоставляются в неизменном виде, напротив, в ней содержатся указания, позволяющие отнести спорную характеристику к виду показателей, для которых установлены минимальные показатели.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Степень защиты IP44", что не противоречит требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:
1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.


Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 августа 2018 г. по делу N 44-3895/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ


Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3895/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
предписывает:
1. Заказчику - СПб ГБУ "П" - и его аукционной комиссии - в течение 7-ми дней с момента размещения настоящего предписания Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru устранить нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200054418000075;
- повторно рассмотреть первые части заявок, поданных на участие в аукционе (извещение N 0372200054418000075), с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0372200054418000075) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15.09.2018.
3. Оператору электронной площадки - АО "Е":
- обеспечить аукционной комиссии заказчика техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- обеспечить возможность участникам закупки, которым отказано в допуске к участию в аукционе согласно протоколу рассмотрения заявок, повторно внести обеспечение заявки на участие в аукционе (в случае возврата обеспечения заявок).
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.