РЕШЕНИЕ от 26 марта 2019 г. по делу № 44-1669/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева" (далее - Заказчик):
ООО "Л" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7937/19 от 19.03.2019) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса
с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации социального питания в 2019-2021 годах (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении конкурса размещено 26.02.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200028419000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 221 496, 00 рублей.
В жалобе ООО "Л" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и просил признать ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что для оценки заявок установлены следующие критерии оценки и величины значимости этих критериев:

N п/п критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Значимость критерия, %


Цена контракта - 60



Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки  - 35


Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации  - 5

Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель согласно таблице:

Наименование показателя

Значимость показателя / коэффициент значимости

Значение показателя

Шкала оценки в баллах


Качество товаров (качество работ, качество услуг) - 100% / 1,00

Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки - 0


Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" -20


Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 2" - 60


Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 1" - 100

Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником Предложению о качественных характеристиках объекта закупки, которое включает в себя описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов (далее - Предложение о качестве) по рекомендуемой форме (приложение N 1 к специальной части конкурсной документации).
Предложение о качестве должно быть разработано участником с учетом требований Технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации, а также требований Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СП 2.3.6.1079-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", Санитарных правил "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 и введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (далее - СП). Предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации и приложениях к нему, а также всем требованиям СП.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под разделами Предложения о качестве понимаются описание технологии оказания услуг (раздел номер 1), описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2), описание используемого оборудования и машин (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4). В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается Оказание услуг по организации социального питания в 2019-2021 годах.
Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" в случае, если в составе заявки представлены сведения, содержащие описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов не в полном объеме.
Описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов считается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов не в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и/или не учитывает требования Технического задания настоящей конкурсной документации и/или не учитывает требования СП.
В случае, если в составе заявки представлены сведения содержащие описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, но к рекомендуемой форме не представлена пояснительная записка, то такое Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 2".
Описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов, в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и учитывает требования Технического задания настоящей конкурсной документации и СП.
Участник закупки оформляет пояснительную записку к рекомендуемой форме (приложение N 1 к специальной части конкурсной документации) с описанием производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время оказания услуг по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме. Такая пояснительная записка должна представлять собой отдельную таблицу, состоящую из двух столбцов.
В первом столбце такой таблицы в отдельной строке указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время оказания услуг по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме.
Во втором столбце данной таблицы в отдельной строке напротив наименования объекта закупки, указанного в этой же строке в первом столбце этой же таблицы, указывается само описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время оказания услуг по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" пояснительная записка считается представленной, если в ней содержится описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме, отвечающее требованиям Технического задания настоящей конкурсной документации и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, а также содержащее порядок организации и проведения производственного контроля, программу (план) производственного контроля, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля.
Инструкция по заполнению столбца 1 рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части настоящей конкурсной документации): указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3", "Строка 4", "Строка 5" и т.д.
Инструкция по заполнению столбца 2 рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части настоящей конкурсной документации): указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать Предложение о качестве.
Инструкция по заполнению столбца 3 рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части настоящей конкурсной документации): указывается номер раздела Предложения о качестве, по которому участником закупки предполагается сделать описание и само наименование раздела.
Инструкция по заполнению столбца 4 рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части настоящей конкурсной документации): указываются сведения по соответствующему разделу Предложения о качестве, указанному в столбце 3 этой же строки.
При этом, в рамках раздела номер 1 участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации) в форме таблицы, которая должна состоять из четырех столбцов и нескольких строк по количеству продуктов питания:
В первом столбце такой таблицы участнику закупки необходимо указать наименование продукта питания, используемого при приготовлении блюд согласно меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации (или готового продукта питания, содержащегося в меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации);
Во втором столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях транспортировки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы;
В третьем столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях приемки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы;
В четвертом столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях хранения продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы.
Данная таблица должна содержаться в столбце 4 рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части конкурсной документации), в строке, соответствующей разделу номер 1 Предложения о качестве.
Инструкция по заполнению рекомендуемой формы (приложение N 1 к специальной части конкурсной документации) (общие положения): в рамках одной строки необходимо делать описание только одного раздела Предложения о качественных характеристиках объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена рекомендуемая форма (приложение N 1 к специальной части настоящей конкурсной документации), составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, а к указанной рекомендуемой форме представлена пояснительная записка с описанием производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме, то такое Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 1" В рамках порядка организации и проведения производственного контроля, указываемого участником закупки в пояснительной записке, должно содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо указать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью).
В рамках раздела номер 1 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню, являющихся приложениями к Техническому заданию настоящей конкурсной документации), условия транспортировки и разгрузки приготовленной пищи (при необходимости транспортировки и разгрузки приготовленной пищи в соответствии с требованиями Технического задания настоящей конкурсной документации).
В рамках раздела номер 2 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать методы организационного контроля. Под методами организационного контроля понимаются способы контроля за действиями сотрудников, занятых при оказании услуг по контракту, на право заключение которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме.
В рамках раздела номер 4 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень сотрудников, задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме, с указанием должностей, образования (при наличии), профессиональных задач/обязанностей каждого из таких сотрудников, а также сведения о соблюдении сотрудниками санитарных требований к личной гигиене.
В рамках раздела номер 3 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень оборудования, используемого при приготовлении блюд по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме, с обязательным указанием наименований такого оборудования, минимальных характеристик или пояснений, позволяющих четко определить сферу его применения в процессе приготовления блюд (в случае, если в соответствии с Техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Исполнителя), перечень иного оборудования и машин, задействованного при оказании услуг по контракту, на право заключения, которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме, с обязательным указанием наименований и характеристик такого оборудования и машин.
Предложение о качестве должно быть однозначным, не должно допускать двусмысленных толкований и содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.
Непредставление Предложения о качестве, либо не в соответствии с инструкцией по заполнению данной рекомендуемой формы или представление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям Технического задания настоящей конкурсной документации либо приложений к нему, либо СП, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
При указании сведений о соблюдении сотрудниками санитарных требований к личной гигиене необходимо указать принятые меры во исполнение таких требований и совокупность действий сотрудников, направленных на их соблюдение. В случае указания в Предложении о качестве каких-либо способов и/или методов и/или процедур, участнику закупки необходимо не только указать наименования способов и/или методов и/или процедур, но и описать их, то есть указать каким образом они осуществляются.
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации, для получения наибольшего количества баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателя критерия "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" участник закупки фактически должен описать процесс исполнения им контракта, повторив уже изложенные в документации с учетом установленной инструкции требования. При этом конкурсная документация не содержит положений, из которых можно было бы определить качественные характеристики услуги, которые будут носить для заказчика преимущественный или улучшенный характер, что позволило бы участникам закупки не только изложить в заявке условия технического задания, но и предложить услуги улучшенного качества.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку не определяет перечень показателей, позволяющих объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком и при установлении порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрен показатель согласно таблице:

п/н показателя

Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"

коэффициент значимости показателя (КЗ), целые1.

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами1

В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается количество в штате участника конкурса поваров, заведующих производством, техников-технологов, инженеров-технологов, технологов, буфетчиков, имеющих опыт работы в соответствующей должности не менее 1 года.
Начисление баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" производится в следующем порядке:
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (), определяется по формуле: , где - коэффициент значимости показателя, - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник представляет сведения по рекомендуемой форме (приложение N 2 к специальной части настоящей конкурсной документации).
В случае отсутствия сведений о сотруднике в рекомендуемой форме (приложение N 2 к специальной части настоящей конкурсной документации) такой сотрудник не будет учтен при оценке баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленной в составе заявки рекомендуемой формы (приложение N 2 к специальной части настоящей конкурсной документации, информации) в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации, такие сведения признаются недостоверными.
Сведения, указанные в рекомендуемой форме (приложение N 2 к специальной части настоящей конкурсной документации), должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
-штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1);
-действующей медицинской (санитарной) книжки;
-трудовой книжки, подтверждающей факт наличия постоянных трудовых отношений между сотрудником и участником закупки (работодателем) и опыт работы в соответствующей должности;
-документов, подтверждающих наличие специального образования соответствующего предмету настоящего показателя критерия оценки и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации позволяющих работать в соответствующей должности; трудового договора;
-приказа о приеме на работу.
Инструкция по заполнению рекомендуемой формы (приложение N 2 к специальной части конкурсной документации):
В графе номер 1 указывается порядковый номер (пункт) сотрудника;
В графе номер 2 указывается фамилия, имя и отчество сотрудника;
В графе номер 3 указывается должность сотрудника;
В графе номер 4 указывается опыт работы сотрудника в соответствующей должности;
В графе номер 5 указывается вид трудовых отношений между сотрудником и участником закупки (например, постоянно по трудовой книжке);
В графе номер 6 указываются серия, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование учебного заведения квалификации и специальности по такому документу;
В графе номер 7 указывается серия и номер медицинской (санитарной) книжки, ее дата выдачи и кем она выдана;
в графе номер 8 указывается номер записи в трудовой книжке.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываются только специалисты, работающие на постоянной основе, и работа которых в штате работодателя (участника закупки) является основной.
В случае представления в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" сведений о наличии в штате участника закупки поваров, то в графе номер 3 рекомендуемой формы (приложение N 2 к специальной части настоящей конкурсной документации) наряду с должностью в обязательном порядке должен быть указан разряд.
В случае представления в составе заявки рекомендуемой формы (приложение N 2 к специальной части конкурсной документации), заполненной не в соответствии с инструкцией по ее заполнению, оценка заявки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится.
Вместе с тем, указанный выше порядок не позволяет установить лучшее предложение об исполнении контракта.
Так, согласно ст. 56 гл. 10 разд. III ч. IV Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства: страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию; справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана- в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Согласно п. 3 разд. I Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек) работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.
Согласно ст. 45 разд. VII Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Отсюда следует, что в составе заявки на участие в открытом конкурсе участник закупки имеет возможность представить копии трудовых книжек привлекаемых для выполнения работ специалистов, работающих по основному месту работы у участника закупки.
Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Согласно ст. 283 Трудового кодекса РФ, при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
Согласно п. 3 разд. I Правил ведения и хранения трудовых книжек, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.
Отсюда следует, что работодатель не обязан вести и хранить трудовые книжки работников, работающих на основании трудового договора по совместительству.
Соответственно представить в составе заявки копии трудовых книжек привлекаемых ключевых специалистов для выполнения работ на основании трудового договора по совместительству не представляется возможным.
Конкурсной документацией предусмотрено для подтверждения наличия ключевых специалистов для выполнения работ представить в составе заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе, иные гражданско-правовые договора, заключенные между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ.
Гражданско-правовой договор, заключенный между участником закупки и специалистом, привлекаемым для выполнения работ - это договор, отличающийся от трудового, тем, что по нему исполняется индивидуально - конкретное задание (поручение, заказ и др). Предметом такого договора служит конечный результат труда (разработанный раздел проектной документации, построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, подготовленный бухгалтерский отчет и др.).
В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
В связи с чем, в рамках гражданско-правового договора не предусмотрены социально-трудовые гарантии, гарантии при увольнении, сокращении штата, не оформляются кадровые документы и запись о работе в трудовую книжку не вносится.
Как уже указывалось выше, в соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, п. п. 3, 45 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", на обязанность по ведению и хранению трудовых книжек на каждого работника возложена на работодателя только в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Следовательно, заключив гражданско-правовой договор, участник закупки не только не обязан хранить, но и не может в принципе располагать трудовой книжкой данного специалиста.
Кроме того, требование о наличии у участника закупки и представлении в составе заявки штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1) также не свидетельствует о лучшем предложении участника закупки, поскольку с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 4 ст. 56.1 (п. 8 ч. 1 ст. 54.3) Закона о контрактной системе, поскольку уставленный в документации порядок оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 56.1 (п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 марта 2019 г. по делу N 44-1669/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1669/19 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - СПб ГБПОУ "Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева", его конкурсной комиссии устранить нарушения ч. 4 ст. 56.1 (п. 8 ч. 1 ст. 54.3) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200028419000001;
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0372200028419000001 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200028419000001 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 06.05.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.