РЕШЕНИЕ от 30 апреля 2019 г. по делу № 44-2522/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Автомеханический колледж" (далее - Заказчик):
ООО "К" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12441-ЭП/19 от 23.04.2019) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу систем безопасности антитеррористической защищенности на объекте СПб ГБПОУ "Автомеханический колледж" в 2019 году (извещение номер 0372200025919000007) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.03.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200025919000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 681 098,41 рублей.
В жалобе ООО "К" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 22.04.2019 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1) В пункте 1 товар "Щит монтажный" заявки содержится: "Размеры 392х302х212-400х316х224 мм". При этом в пункте 1 приложения 3 к Техническому заданию требования к данному показателю изложены следующим образом: "Размеры наименьшее значение: 394х306х211-398х314х222 мм". Согласно пункту 3.30. "Инструкции по заполнению заявок" словосочетания, состоящие из требований п. 3.2 настоящей инструкции, знака ":" и значений формата "N 1хN 2 - N 3xN 4" или "N 1хN 2xN 3 - N 4xN 5xN 6", использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению, определяющему габаритные размеры товара, в отношении каждого показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п. 2.2.2, настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значения диапазона шире указанного диапазона. Таким образом, в заявке представлены сведения о показателях товара не соответствующие требованиям "Инструкции по заполнению заявок" - должен быть представлен диапазон значений шире указанного в документации, значение 212 мм в третьем габарите не соответствует требованиям документации, поскольку сужает диапазон значений.
2) В пункте 35 товар "Источник бесперебойного питания" заявки содержится: "Максимальное задаваемое значение мощности в пределах значение наименьшее значение 2150 менее 2250 ВА (примечание: некорректно указаны требования. Оставлено неизменно согласно ответа на запрос)".При этом в пункте 35 приложения 3 к Техническому заданию требования к данному показателю изложены следующим образом: "Максимальное задаваемое значение мощности в пределах значение наименьшее значение 2150 менее 2250 ВА". Каких-либо запросов на разъяснения по данному показателю заказчику не поступало. Согласно пункту 3.9. "Инструкции по заполнению заявок" комбинации требований, указанных в пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции, а также словосочетания, включающие в себя словосочетание: в пределах значений, а также комбинации требований, указанных в пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и (или) максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п. 2.2.1 настоящей инструкции, с учетом положений пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции, без использования словосочетания: в пределах значений. Таким образом, в заявке представлены сведения о показателях товара не соответствующие требованиям "Инструкции по заполнению заявок" - должно быть представлено одно конкретное значение".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" на товары, входящие в сметную документацию" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 1 "Щит монтажный" Заказчиком установлено требование: "Размеры наименьшее значение: 394х306х211-398х314х222 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"3.2. Слова и словосочетания: более, наименьшее значение, от, использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение строго более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов.
3.30. Словосочетания, состоящие из требований п. 3.2 настоящей инструкции, знака ":" и значений формата "N 1хN 2 - N 3xN 4" или "N 1хN 2xN 3 - N 4xN 5xN 6", использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению, определяющему габаритные размеры товара, в отношении каждого показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п. 2.2.2, настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значения диапазона шире указанного диапазона".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Размеры 392х302х212-400х316х224 мм".
При этом фактический диапазон значений третьей габаритной характеристики шире диапазона, установленного Заказчиком, что соответствует требованиям документации, поскольку ее положениями не предусмотрена однозначная необходимость указания значений нижнего и верхнего пределов диапазона меньших или превышающих установленных Заказчиком границ.
Таким образом, отказ Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию является неправомерным.
2. В отношении товара по позиции 35 "Источник бесперебойного питания" Заказчиком установлено требование: "Максимальное задаваемое значение мощности в пределах значение наименьшее значение 2150 менее 2250 ВА".
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"3.9. Комбинации требований, указанных в пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции, а также словосочетания, включающие в себя словосочетание: в пределах значений, а также комбинации требований, указанных в пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и (или) максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п. 2.2.1 настоящей инструкции, с учетом положений пп. 3.1 - 3.4, 3.18, 3.19 настоящей инструкции, без использования словосочетания: в пределах значений...
...3.26. При подготовке заявки участнику закупки рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в целях оценки аукционной комиссией заявки участника на соответствие требований настоящей документации об электронном аукционе. В случаях, не описанных настоящей инструкцией участник закупки должен представить информацию, в том числе о наименовании показателя, значении показателя и единицах измерения показателя (при наличии) в соответствии с требованиями, установленными в Приложении к разделу 4 "Описание объекта закупки" в неизменном виде. Участники закупки должны представить конкретные значения показателей товара, соответствующие типам показателей, изложенным в пункте два настоящей инструкции".
В п. 3.9 инструкции по заполнению первой части заявки содержатся указания о предоставлении показателей, при описании которых Заказчиком использованы слова "в пределах значений", при этом в отношении товара по спорной позиции Заказчиком использованы слова "в пределах значение", что с учетом положений п. 3.26 инструкции дает основания для отнесения спорного показателя к виду, значения которых не могут изменяться.
Согласно ч. 3 - 5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Установлено, что посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, предметом которого был, в том числе вопрос в обжалуемой выше части.
15.04.2019 в 18 часов 43 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещены разъяснения положений документации на запрос следующего содержания:
"Согласно инструкции - 3.21. Все государственные стандарты и другие стандарты, которым должны соответствовать товары, указаны в разделе 4 "Описание объекта закупки" документации об аукционе.
Разъясните, что за "раздел 4 Описание объекта закупки"? Где он находится в документации?...
...Согласно инструкции - Заявка участника закупки на участие в электронном аукционе не должна содержать сведения неоднозначного, двойного толкования, а также сведения, имеющие ошибки и опечатки, приводящие к неоднозначному, двойному толкованию.
Разъясните, а если ошибки имеются в требовании? Участник закупки обязан их исправлять и конкретизировать? Например, слова "должено", "конктретных", "максимално", "нименьшее", "в пределах значение" и т.д. Имеет право участник закупки в случае опечатки оставить без изменения?".
Заказчиком даны разъяснения следующего содержания:
"Разъяснение: В документации содержится техническая опечатка, имеется в виду Приложение 3 к Техническому заданию документации об аукционе (как указано в пункте 1.2. Инструкции) Разъяснение: На усмотрение участника закупки - можно исправить или оставить как есть".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Максимальное задаваемое значение мощности в пределах значение наименьшее значение 2150 менее 2250 ВА (примечание: некорректно указаны требования. Оставлено неизменно согласно ответа на запрос)".
Участником представлено значение в неизменном виде, что с учетом неоднозначности положений инструкции по заполнению первой части заявки, не противоречит требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 (Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 апреля 2019 г. по делу № 44-2522/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2522/19 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - СПб ГБПОУ "Автомеханический колледж" - и его аукционной комиссии - в течение 7-ми дней с момента размещения настоящего предписания Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru устранить нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200025919000007;
- повторно рассмотреть первые части заявок, поданных на участие в аукционе (извещение N 0372200025919000007), с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0372200025919000007) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.05.2019.
3. Оператору электронной площадки - АО "Е":
- обеспечить аукционной комиссии заказчика техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.