РЕШЕНИЕ от 12 августа 2019 г. по делу № 44-4124/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБУЗ "К" (далее - Заказчик):;
ООО "ПА" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 23356-ЭП/19 от 05.08.2019) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на капитальный ремонт фасадов здания по адресу:Санкт-Петербург, ул. Большая Подъяческая, д. 30 (извещения номер 0372200023019000082) (далее - открытый конкурс в электронной форме), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 28.06.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200023019000082.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 375 605,00 рублей.
В жалобе ООО "ПА" указало на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать с жалобу необоснованной и представил письменные возражения.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 2 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
1. Заявитель указал в доводах жалобы на нарушение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе (ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе).
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.08.2019 N ПРОI1 по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заявке N 105525000 (заявка Заявителя) было начислено 60 баллов по следующему основанию: "предоставленное в составе первой части заявки предложение о качественных характеристиках объектазакупки признано конкурсной комиссией "ПБ" в связи с тем, что в представленном плане выполнения работ отсутствует сортировка необходимых трудовых ресурсов по всем разделам (подразделам) проектно-сметной документации, а именно: по разделу "Сметная документация" не представлен перечень сотрудников, задействованных при выполнении соответствующих работ, с указанием их должностей и образования (в сортировке используемого оборудования и программ по разделу "Сметная документация" указаны такие задействованные сотрудники, как "Архитектор", "Инженер-проектировщик", однако в сортировке необходимых трудовых ресурсов по разделу "Сметная документация" они отсутствуют)".
Пунктом 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Исходя из совокупности вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В силу п. 26 Правил, количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателям "качество товаров (качество работ, качество услуг)" следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Конкурсной документацией в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен следующий порядок оценки:
"Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель согласно таблице
Наименование показателя

Значимость показателя / коэффициент значимости

Значение показателя

Шкала оценки в баллах


1

Качество товаров (качество работ, качество услуг)

100% / 1,00

Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки

0


Представлено "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 3"

20


Представлено "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 2"

60


Представлено "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 1"

100

Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки, которое включает в себя план выполнения работ (далее - Предложение о качестве). Предложение о качестве должно разрабатываться участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации. Предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании настоящей конкурсной документации и приложениях к нему.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 3" считает представленным, если участником представлено Предложение о качестве: план выполнения работ содержит описание контроля качества выполнения работ; план выполнения работ содержит не одной сортировки: сортировку необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации или сортировку используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации или сортировку контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит описание необходимых трудовых ресурсов в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации); план выполнения работ содержит описание используемого оборудования и программ в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации); план выполнения работ содержит описание контроля качества выполнения работ в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации).
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. БольшаяПодъяческая, д. 30 в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации и приложениями к нему.
Непредставление Предложения о качестве или представление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям технического задания настоящей конкурсной документации, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" при указании в Предложении о качестве способов контроля, необходимо однозначно указать сотрудника (-ов), осуществляющего (-их) такой контроль: указать должности (-ей) и образования такого (-их) сотрудника (-ов), а также количество, если сотрудники имеют одинаковые должность и образование, а также указать каким образом осуществляется контроль каждым указанным способом.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не требуется от участников закупки повторить требования технического задания настоящей конкурсной документации и приложений к нему, а необходимо указать Предложение о качестве.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" сортировка контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации считается представленной, если по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации в отдельности по каждому указанному сотруднику в отдельности написаны способы контроля за его действиями и иная информация, предусмотренная настоящим пунктом конкурсной документации.В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" сортировка используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации считается представленной, если по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации в отдельности присутствует перечень оборудования и компьютерных программ, используемых непосредственными исполнителями при выполнении соответствующих работ, с обязательным указанием наименований и минимальных характеристик такого оборудования и программ. В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" сортировка необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации считается представленной, если по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации в отдельности присутствует перечень сотрудников (или сотрудник), задействованных при выполнении соответствующих работ, с указанием их должностей и образования.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должностная инструкция сотрудника считается представленной, если она содержит все обязанности, предусмотренные для такого сотрудника требованиями технического задания настоящей конкурсной документации, инструкцию по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при выполнении работ в соответствии с предметом контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурсу, виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных такой должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 1" считает представленным, если участником представлено Предложение о качестве: план выполнения работ содержит должностную инструкцию каждого сотрудника, привлекаемого к выполнению каждого раздела (подраздела) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит сортировку необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит сортировку используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит сортировку контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит описание необходимых трудовых ресурсов, описание используемого оборудования и программ и описание контроля качества выполнения работ в отношении работ по разработке рабочей документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки тип 2" считает представленным, если участником представлено Предложение о качестве: план выполнения работ содержит описание необходимых трудовых ресурсов в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации);план выполнения работ содержит описание используемого оборудования и программ в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации); план выполнения работ содержит описание контроля качества выполнения работ в отношении работ по разработке проектно-сметной документации (при отсутствии сортировки контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации);план выполнения работ содержит не менее двух сортировок: сортировку необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации и сортировку используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации или сортировку необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации и сортировку контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации или сортировку используемого оборудования и программ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации и сортировку контроля качества выполнения работ по разделам (подразделам) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит должностную инструкцию каждого сотрудника, привлекаемого к выполнению каждого раздела (подраздела) проектно-сметной документации; план выполнения работ содержит описание необходимых трудовых ресурсов или описание используемого оборудования и программ в отношении работ по разработке рабочей документации; план выполнения работ содержит описание контроля качества выполнения работ в отношении работ по разработке рабочей документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под описанием контроля качества выполнения работ понимаются способы контроля качества результата выполненных работ, выраженные в контроле за действиями непосредственных исполнителей. В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под описанием используемого оборудования и программ понимается перечень оборудования и компьютерных программ, используемых непосредственными исполнителями при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования, а также минимальных характеристик. В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под описанием необходимых трудовых ресурсов понимается перечень специалистов, планируемых к привлечению при выполнении соответствующих работ, с указанием должностей и образования".
ООО "ПА" в составе первой части заявки представило предложение о качестве, включающее в себя план выполнения работ по разработке проектно-сметной документации, состоящее из:
- сортировок необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации;
- должностных инструкций каждого сотрудника, привлекаемого к выполнению работ по разработке каждого раздела (подраздела) проектно-сметной документации;
- сортировок контроля качества выполнения работ по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации;
- сортировок используемого оборудования и программ по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации;
- описания необходимых трудовых ресурсов, описания используемого оборудования и программ и описания контроля качества выполнения работ в отношении работ по разработке рабочей документации.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что в представленном Заявителем предложении о качестве отсутствовала сортировка необходимых трудовых ресурсов по всем разделам (подразделам) проектно-сметной документации, а именно: по разделу "Сметная документация" не представлен перечень сотрудников, задействованных при выполнении соответствующих работ, с указанием их должностей и образования (в сортировке используемого оборудования и программ по разделу "Сметная документация" указаны такие задействованные сотрудники, как "Архитектор", "Инженер-проектировщик", однако в сортировке необходимых трудовых ресурсов по разделу "Сметная документация" они отсутствуют)".
Согласно конкурсной документации сортировка необходимых трудовых ресурсов по разделам (подразделам) проектно-сметной документации считается представленной, если по каждому разделу (подразделу) проектно-сметной документации в отдельности присутствует перечень сотрудников (или сотрудник), задействованных при выполнении соответствующих работ, с указанием их должностей и образования.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что по разделу "Сметная документация" Заявителем указан перечень сотрудников, задействованных при выполнении соответствующих работ, с указанием их должностей и образования. При этом, в сортировке используемого оборудования и программ по разделу "Сметная документация" также указан перечень задействованных сотрудников.
При этом из положений конкурсной документации не следует, что перечень сотрудников, указанный в сортировке необходимых трудовых ресурсов и перечень сотрудников, указанный в сортировке используемого оборудования и программ должен совпадать и содержать одинаковое количество сотрудников.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, выразившееся в применении ненадлежащего порядка при оценке заявки Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а данный довод жалобы является обоснованным.
2. Заявитель указал в доводах жалобы на нарушение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.08.2019 N ПРОII1 по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки" участнику закупки с идентификационным номером заявки 105525000 (заявке Заявителя) не были начислены баллы по следующему основанию: "в составе второй части заявки представлены сведения и документы о наличии 3 специалистов, в том числе представлены карточки сотрудников в соответствии с требованиями п. 3.2.8 Части I конкурсной документации. В соответствии с п. 3.2.8 Части I конкурсной документации в случае, если в специальной части конкурсной документации в рамках критерия оценки "Квалификация участников закупки" установлен такой показатель как "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", в составе второй части заявки на участие в конкурсе необходимо предоставить карточку (-и) сотрудника (-ов), которая в обязательном порядке должна (-ы) содержать, в том числе следующую информацию: сведения о серии и номере диплома о высшем образовании, сведения о дате его выдачи и организации, его выдавшей. Карточка (-и) сотрудника (-ов) может быть оформлена (-ы) в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим пунктом общей части конкурсной документации. При этом, в указанных карточках, предоставленных участником закупки в составе второй части заявки, по всем сотрудникам содержатся сведения о датах выдачи дипломов о высшем образовании, не соответствующие датам выдачи, указанным в самих дипломах. Согласно п. 15.5.1. раздела 15 Части II конкурсной документации в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки" в случае выявления в предоставленных документах не полной информации, соответствующий сотрудник не будет учтен при расчете баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки".
Пунктом 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
"В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается количество у участника конкурса специалистов непосредственно занятных в сфере выполнения работ, являющихся предметом настоящего конкурса, имеющих высшее техническое образование, а также опыт работы по специальности не менее 10 лет.
Количество баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется следующим образом:
Количество баллов НЦБi, присуждаемых i-й заявке определяется согласно пункту 24 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 по формуле:
а) в случае если Кmax<Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax>= Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,30;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Кпред составляет - 3 специалиста непосредственно занятных в сфере выполнения работ, являющихся предметом настоящего конкурса, имеющих высшее техническое образование, а также опыт работы по специальности не менее 10 лет.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" наличие у участника конкурса соответствующих сотрудников, работающих у участниказакупки на постоянной работе и работа которых у участника закупки является основной, подтверждается представлением копий следующих документов: штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1); диплома о высшем техническом образовании; трудовой книжки, подтверждающей опыт работы и/или факт принятия сотрудника на работу; приказа о приеме на работу; трудового договора, подтверждающего факт принятия сотрудника на работу; трудового (-ых) договора (-ов), подтверждающего (-их) опыт работ (предоставляется в случае, если опыт работы не подтвержден трудовой книжкой или подтвержден трудовой книжкой не полностью).
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" наличие у участника конкурса соответствующих сотрудников, работающих у участника закупки по совместительству, подтверждается представлением копий следующих документов: штатного расписания участника (по унифицированной форме N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1); диплома о высшем техническом образовании; трудовой книжки, подтверждающей опыт работы и/или факт принятия сотрудника на работу (предоставляется в случае, если сотрудник работает у участника закупки по совместительству с занесением записи в трудовую книжку или для подтверждения наличии опыта работы, если такой опыт работы может быть подтвержден трудовой книжкой); приказа о приеме на работу; трудового договора, подтверждающего факт наличия трудовых отношений между сотрудником и участником закупки; трудового (-ых) договора (-ов), подтверждающего (-их) опыт работ (предоставляется в случае, если опыт работы не подтвержден трудовой книжкой или подтвержден трудовой книжкой частично).
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" наличие у участника конкурса соответствующих сотрудников, работающих у участника закупки по гражданско-правовому договору, подтверждается представлением копий следующих документов: диплома о высшем техническом образовании; трудовой книжки, подтверждающей опыт работы (предоставляется для подтверждения наличии опыта работы, если такой опыт работы может быть подтвержден трудовой книжкой); трудового (-ых) договора (-ов), подтверждающего (-их) опыт работ (предоставляется в случае, если опыт работы не подтвержден трудовой книжкой или подтвержден трудовой книжкой частично), гражданско-правового договора.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации, такие сведения признаются недостоверными. В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае выявления в предоставленных документах не полной информации, соответствующий сотрудник не будет учтен при расчете баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с требованиями конкурсной документации, в случае, если в специальной части конкурсной документации в рамках критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен такой показатель как "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", в рамках которого в составе второй части заявки на участие в конкурсе необходимо предоставить карточку (-и) сотрудника (-ов), такая (-ие) карточка (-и) в обязательном порядке должна (-ы) содержать следующую информацию: фамилия, имя и отчество сотрудника; должность сотрудника; опыт работы сотрудника по специальности; сведения о номере и дате записи в трудовой книжке о приеме сотрудника на соответствующую должность (при наличии); сведения о номере и дате трудового договора, заключенного между участником закупки (работодателем) и сотрудником; сведения о номере и дате приказа (распоряжения) о приеме работника (сотрудника) на работу; сведения о серии и номере диплома о высшем образовании, сведения о дате его выдачи и организации, его выдавшей; сведения о номере и дате гражданско-правового договора, заключенного между участником закупки (работодателем) и сотрудником (в случае, если для сотрудника работа у участника закупки не является постоянной и основной). Карточка (-и) сотрудника (-ов) может быть оформлена (-ы) в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим пунктом общей части конкурсной документации.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем в составе второй части заявки представлены карточки по трем сотрудникам, в которых содержатся сведения о датах выдачи дипломов о высшем образовании сотрудников Заявителя, а также копии дипломов о высшем образовании указанных в карточке сотрудников.
Вместе с тем, указанные в карточке сотрудников даты выдачи дипломов не соответствуют датам выдачи, указанных в копиях самих дипломов.
Следовательно, Заявителем по каждому сотруднику были представлены документы, содержащие не полную информацию.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия Заказчика при оценке заявки Заявителя по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяла порядок оценки, установленный в конкурсной документации, а данный довод жалобы является необоснованным.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем пересмотра первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "ПА" обоснованной в части довода о нарушении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки участника закупки в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 августа 2019 г. по делу N 44-4124/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4124/19 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - СПБ ГБУЗ "К" - и его конкурсной комиссии устранить нарушение ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме с номером извещения N 0372200023019000082;
- пересмотреть первые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с номером извещения N 0372200023019000082 с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200023019000082 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 12.09.2019.
3. Оператору электронной площадки - ООО "Р":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.