РЕШЕНИЕ от 27 июня 2019 г. по делу № 44-3465/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ СШОР по фигурному катанию на коньках (далее - Заказчик):
ООО "М" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 18790/19 от 20.06.2019)
на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона
на выполнение ремонтных работ фасада СПб ГБУ СШОР по фигурному катанию на коньках в 2019 году (извещение номер 0372200009419000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон оконтрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.05.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200009419000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 690 052, 00 рублей.
В жалобе ООО "М" указывает на нарушение аукционной комиссией Заказчика требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось, по его мнению, в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2019 N 0372200009419000009-1, заявке участника N 109 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ (Отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа: на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ; несоответствие требованиям технического задания:
1. Товар N 2 "Смесь сухая Тип 1", п. 9 "Вес шпатлевки в 1 мешке (упаковки) "от 20", участником указано значение показателя "20", что не соответствует Инструкции по подготовке первой части заявки (п. 8 Инструкции: 8. При установлении значений показателей с использованием предлога "от" в показателях, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение данный предлог имеет значение, обозначающее начало отсчета в сторону увеличения (согласно правилам математического сравнения).
2. Товар N 10 "Саморез Тип 2", п. 57 "Высота головки".
В соответствии с требованиям технического задания установлено требование "от 2,1", участником указано значение показателя 2,1", что не соответствует Инструкции по подготовке первой части заявки (п. 8 Инструкции: 8. При установлении значений показателей с использованием предлога "от" в показателях, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение данный предлог имеет значение, обозначающее начало отсчета в сторону увеличения (согласно правилам математического сравнения).
3. Товар N 11 "Саморез Тип 3", п. 65 "Высота головки".
В соответствии с требованиям технического задания установлено требование "от 2,1", участником указано значение показателя 2,1", что не соответствует Инструкции по подготовке первой части заявки (п. 8 Инструкции: 8.При установлении значений показателей с использованием предлога "от" в показателях, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение данный предлог имеет значение, обозначающее начало отсчета в сторону увеличения (согласно правилам математического сравнения).)".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком в приложении N 2 к Техническому заданию документации установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика".
Так, по позиции N 2 "Смесь сухая Тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Вес шпатлевке в 1 мешке (упаковке) от 20 кг". По позиции N 10 "Саморез тип 2" Заказчиком установлено, что "Высота головки от 2,1 мм"; по позиции N 11 "Саморез тип 3": "Высота головки от 2,1 мм".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок.
При этом, Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно п. 8 инструкции по подготовке первой части заявки, установленной в подпункте 3.1.3. части I части II "Информационная карта аукциона", при установлении значений показателей с использованием предлога "от" в показателях, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение данный предлог имеет значение, обозначающее начало отсчета в сторону увеличения (согласно правилам математического сравнения).
Заявителем в первой части заявки указаны следующие значения показателей:
по позиции N 2 "Смесь сухая Тип 1": "Вес шпатлевке в 1 мешке (упаковке) 20 кг";
по позиции N 10 "Саморез тип 2": "Высота головки 2,1 мм";
по позиции N 11 "Саморез тип 3": "Высота головки 2,1 мм".
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что из вышеприведенного требования инструкции прямо не следует, что крайнее значение диапазона значений не входит в допустимый Заказчиком диапазон. Следовательно, участник закупки вправе исходить из общепринятого применения предлога "от" с использованием числовых значений и включить крайнее значение диапазона при описании рассматриваемой товарной позиции.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что характеристики предлагаемых Заявителем товаров в полной мере соответствуют требованиям документации.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что у аукционной комиссии не имелось достаточных оснований для принятия решения об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Приняв решение об отказе в допуске к участию в аукционе, аукционная комиссия нарушила требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
2. Выявленное нарушение является существенным, повлияло на результаты рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, повлекло отклонение заявок, что является основанием для выдачи предписания об устранении вышеуказанного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 июня 2019 г. по делу N 44-3465/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3465/19 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - СПб ГБУ СШОР по фигурному катанию на коньках, его аукционной комиссии в 7-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200009419000009;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы пересмотреть первые части заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200009419000009, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200009419000009 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 31.07.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику и аукционной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.