Решение по делу № 44-1908/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения
порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-1908/15 о нарушении законодательства о закупках

18.06.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия УФАС) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 12635 от 10.06.2015)  на СПб ГБСУСО «ПНИ №9» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания во втором полугодии 2015 года (извещение № 0372200003515000033), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 16.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200003515000033.

Начальная (максимальная) цена контракта –  49 395 996,06 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждение аукционной документации с нарушениями положений Закона о контрактной системе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

1. Нарушение Заказчиком по мнению Заявителя ч. 2 ст. 8 Закона в части установления к банковской гарантии требований противоречащих предмету настоящего конкурса.

Предметом указанного конкурса является комплексная поставка продуктов питания, подразумевающая под собой не просто передачу товара, а выполнения целого ряда работ и услуг включенных в цену товара (п.6.2. части III(техническое задание) настоящей конкурсной документации) таких, как упаковка, маркировка, доставка, погрузочно-разгрузочные работы, перевозка, очистка и санитарная обработка транспортных средств, страхование и пр. к которым предъявляется ряд требований обязательных к исполнению поставщиком. Таким образом понятие поставка товара и работы, услуги в данном случае являются тождественными. В свою очередь победитель конкурса может совершенно спокойно при оформлении банковской гарантии заменить слово «работы» на «обязательства» или «поставка товара», не меняя смысловую нагрузку пунктов банковской гарантии являющейся обеспечением контракта, что не будет являться поводом для отказа заключения договора Заказчиком, либо у участника всегда существует возможность перечислить денежные средства.

В свою очередь данные обстоятельства не влияют на результаты торгов.

  1.  Нарушение Заказчиком по мнению Заявителя Закона в части установления по показателю «качество товара» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» противоречивого порядка оценки заявок участников закупки.

Заявителю не понятно каким образом описание и/или не описание «специфики объекта» влияет на итоговую оценку по указанном критерию.

В ч. 11 Части II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации касательно порядка рассмотрения и оценки заявок по вышеуказанному критерию оценки заявок, с учетом «специфики объекта» содержится следующая информация:

«В целях расчета баллов по данному показателю критерия оценки принимается товар, обладающий улучшенными качественными характеристиками по отношению к товару, указанному в Приложении № 2 к техническому заданию (Спецификация товаров) настоящей конкурсной документации и по которому участником конкурса представлены сведения о специфике объекта закупки.»

Проще говоря, если участник конкурса предлагает товар с улучшенными характеристиками, то он должен представить по нему сведения о специфике объекта закупки и соответственно такой товар будет учтен при расчете баллов. Специфика объекта закупки не является отдельным объектом оценки.

«Специфика объекта закупки» является набором совершенно конкретных сведений, требования к которым определены в ч. 11 Части II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации, таким образом участнику достаточно дать свое описание учитывающее все требования к описанию «специфики объекта закупки» содержащиеся в конкурсной документации по данному критерию оценки.

Массовая доля данного показателя оценки заявок участников в общей бальной оценке с учетом значимости критерия по настоящему конкурсу составляет всего 5 баллов из 100 возможных, а в ходеоценки ни одному из участников не были снижены баллы за некорректное описание «специфики объекта закупки».

  1. Нарушение Заказчиком по мнению Заявителя Закона в части объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров.

Заказчиком с учетом практики предыдущих лет принято решение объединить продукты питания в 1 лот по следующим причинам:

Целью настоящей закупки является: обеспечение продуктами питания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в СПб ГБСУСО «ПНИ №9», в соответствии с установленными законодательством нормативами согласно которым питание в медико-социальных учреждениях осуществляется на основании заранее определенного меню, состоящего из готовых блюд. В состав каждого готового блюда, как правило, согласно рецептуре входят различные виды продуктов питания. В связи с взаимосвязью требуемых для поставки продуктов питания в готовом блюде, поскольку именно их объединение в единое целое создает условия для удовлетворения потребностей употребляющих его пациентов в белках, жирах и углеводах, закупка продуктов из разных товарных групп у одного поставщика способствует оптимизации механизма закупки и в наибольшей степени отвечает целям эффективного использования источников финансирования.

Несовпадение фактического потребления продуктов питания и заложенного в техническом задании также связано с особенностями контингента учреждения Заказчика и изменением его численности в течение календарного срока действия контракта.

В рамках единого контракта на комплексную поставку продуктов питания заказчик имеет возможность по соглашению с поставщиком изменять спецификацию контракта (перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта) без изменения общей цены контракта. Например, за счет сокращения в спецификации контракта количества рыбы увеличить количество крупы. В рамках нескольких контрактов, сформированных по товарным группам, такая перегруппировка товарных единиц невозможна, что на практике приводит к выборке ранее срока завершения действия контракта необходимых заказчику продуктов питания и невозможности их допоставки за счет продуктов питания, в которых заказчик не нуждается в указанном в техническом задании количестве;

Также в случае разбивки продуктов питания на лоты резко вырастает количество контрактов, что приводит к увеличению трудоемкости исполнения контракта и как следствие увеличение штатной численности работников заказчика, затруднениям связанным с поставкой и приемкой товара, оформлением заявок на поставку и отчетных документов, что может привести к срывам сроков поставки и как следствие к срыву своевременного приготовления готовых блюд.

Таким образом, в целях повышения эффективности государственных закупок, в т.ч. экономии средств бюджета Санкт-Петербурга Заказчиком принято решение о целесообразности комплексной поставки продуктов питания без деления на лоты по товарным группам.

Заявление заявителя о том, что поскольку предметом поставки являются различная номенклатура продуктов питания, то участники закупки специализирующиеся на поставке отдельных видов товаров не будут соответствовать дополнительным требованиям и могут быть отклонены Заказчиком так как представленные ими копии ранее исполненных контрактов (договоров) не будут охватывать весь перечень продуктов питания является ошибочным.

Согласно п.2. ч.4 Части II «Специальная часть. Инструкция участникам» конкурсной документации содержится следующая информация, установленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99:

Участник должен соответствовать следующим дополнительным требованиям:

«2.1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.»

Таким образом участнику достаточно предоставить контракт на оказание любых услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов соответствующий вышеуказанным требованиям.

4. Нарушение Заказчиком по мнению Заявителя Закона в части поставки некоторых товаров в ассортименте без указания конкретного перечня и количества необходимых Заказчику видов товаров.

При составлении документации на комплексную поставку продуктов питания Заказчик руководствовался следующими нормативными документами:

  1.  Методическими рекомендациями для заказчиков по формированию документации о закупке пищевых продуктов или услуг общественного питания для нужд государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, входящих в систему социального питания Санкт-Петербурга разработанными Управлением социального питания Санкт-Петербурга (Далее Методические рекомендации).
  2. Ассортиментным перечнем основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в лечебно-профилактических и санаторных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга (для взрослых). (Далее - Ассортиментный перечень).

Пунктом 1.3 ст. 14.1 Методических рекомендаций содержит следующую информацию:«На основании соответствующего Ассортиментного перечня Заказчик формирует перечень тех пищевых продуктов, которые будут являться предметом закупки для нужд соответствующего социального учреждения. При этом потребительские и функциональные характеристики пищевых продуктов (наименование товара, сорт, вид, тип, разделка, класс, категория, фасовка, единица измерения) устанавливаются заказчиком в строгом соответствии с соответствующим Ассортиментным перечнемю».

Соответственно вся информация о продуктах питания была установлена заказчиком в конкурсной документации в полном соответствии с Ассортиментным перечнем.

Таким образом, техническое задание составлено заказчиком в строгом соответствии с действующей нормативной документацией органа исполнительной власти Санкт-Петербурга регулирующего данный вид деятельности в СПб и заказчик не имел права самостоятельно вносить изменения в наименование и требования к товару при формировании перечня пищевых продуктов.

В свою очередь отсутствие жестких требований к ассортименту продукции расширяет круг конкуренции.

5. Нарушение Заказчиком по мнению Заявителя ч. 3 ст. 33 Закона в части установления требований к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Пунктом 7 раздела 2 Требования к количеству, качеству товара, к его техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам части III Техническое задание установлено, что Поставщик должен обеспечить на собственных складах наличие резервных запасов продуктов питания в объеме среднестатистической поставки не менее чем на месяц.

Основная смысловая нагрузка данного требования направлена на наличие у поставщика резервных запасов продуктов питания, а не наличия складов.

Заказчику, по сути все равно где будет храниться запас продуктов питания, на собственном складе поставщика, арендованном или это будет зарезервированный запас на складе производителя.

Данное требование обусловлено тем, что в связи с не стабильной экономической ситуацией, резкими скачками цен и периодическим отсутствием некоторых товаров на рынке Заказчик хочет себя застраховать от срыва поставок продуктов питания.

Таким образом, жалоба является необоснованной.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Август» необоснованной.