Решение по делу № 44-3266/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3266/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

30.10.2015Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

ООО «СПб Спец Строй» (далее – Заявитель);

ГБОУ школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик);

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 22802 от 23.10.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по поставке продуктов питания (далее – конкурс с ограниченным участием), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 21.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200001515000047. Начальная (максимальная) цена контракта – 668 300,00 рублей.

В жалобе ООО «СПб Спец Строй» указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в открытом конкурсе заявки ООО «СПб Спец Строй» по итогам рассмотрения заявок.

Заказчик, считают жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.

Согласно ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе, информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.

В ходе заседания Комиссии УФАС в результате анализа протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 12.10.2015 №ПВК1 установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по закупке с номером извещения 0372200001515000047 размещена информация о наличии в составе заявок перечня документов, установленного документацией о закупке.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования положений Закона о контрактной системе не следует, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 12.10.2015 №ПВК1 должен содержать весь перечень документов, представленных в составе заявки. Комиссия УФАС полагает достаточным в рамках Закона о контрактной системе фиксировать только сам факт наличия всей совокупности документов, представленных в составе заявки в рамках вышеуказанного протокола.

Следовательно, в данной части жалоба признается необоснованной.

2. Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Согласно Постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99 утвержден перечень дополнительных требований к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно Приложению 2 (предквалификационный отбор).

Согласно п. 6 данного перечня, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей в рамках документации необходимо сопровождать предквалификационным критерием в виде наличие опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится конкурс, подтверждаемый копиями ранее исполненных контрактов, договоров и документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, участники конкурса с ограниченным участием проходят предквалификационный и квалификационный отбор для участия в закупке. Так же, согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, следовательно, две системы критериев оценки заявок независимы друг от друга.

В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявитель (ООО «СПб Спец Строй») был допущен по результатам предквалификационного отбора участников от 14.10.2015. Вместе с тем, по результатам протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.10.2015 №ПРО1, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям документации о закупке.

С учетом положений ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе, рассмотрение заявок в рамках предквалификационного отбора является самостоятельной процедурой и осуществляется независимо от рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения в рамках заседания Комиссии УФАС.

3. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.

Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.10.2015 №ПРО1, заявка ООО «СПб Спец Строй» отклонена по следующим основаниям:

«Заявка не соответствует требованиям извещения \ документации. Предложение участника в отношении объекта закупки не соответствует требованиям конкурсной документации по п. 17 части 2 конкурсной документации, а именно форма №5 «Предложение об объекте закупки», представленная в составе заявки участника, не содержит описание порядка осуществления поставки продуктов питания. Основание для отклонения заявки - ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе»

В ходе анализа представленной на обозрение Комиссии УФАС заявки ООО «СПб Спец Строй», установлено, что в рамках документов заявки содержалось предложение к таре и упаковке товара, предложение по отгрузке и доставке товара, предложение по результатам поставки товара а так же подтверждение о соответствии требованиям нормативно-технической документации и правилам транспортировки товаров, связанных с предметом закупки.

В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что Заявитель не воспользовался формой Приложение № 6 к Части II (специальная часть) конкурсной документации и изменил титульную часть (заглавие) заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, в связи с чем конкурсная комиссия Заказчика не смогла проанализировать первую часть заявки.

Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не устанавливают обязанность участникам применять установленные документацией формы по заполнению заявки. Следовательно, предоставление информации в составе заявки в иной форме не является основанием для отказа в допуске заявке Заявителя к участию в конкурсе с ограниченным участием по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, так как в заявке указаны конкретные показатели используемого товара. Заказчиком на заседание Комиссии УФАС не предоставлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о несоответствии указанных в заявках данных установленным документацией требованиям.

Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в допуске к оценке по критериям заявки ООО «СПб Спец Строй» по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, в составе заявки на участие в конкурсе должно содержаться предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.

В ходе заседания Комиссии УФАС по закупке с номером извещения 0372200001515000047 установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.10.2015 №ПРО1 не содержит информации, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 12 ст. 53 (п. 2 ч. 2 ст. 51) Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что на дату заседания контракт по результатам конкурса с ограниченным участием заключен.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СПб Спец Строй» частично обоснованной.

2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч. 3 ст. 53, ч. 12 ст. 53 (п. 2 ч. 2 ст. 51) Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, конкурсной комиссии не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам закупки заключен.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика, конкурсной комиссии..