РЕШЕНИЕ от 12 августа 2019 г. по делу № 44-4118/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "В" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 23444-ЭП/19 от 05.08.2019) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку реактивов для ПЭТ центра (извещение N 0372100049619001407) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 19.07.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100049619001407.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 404 857,96 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в необоснованном, по мнению Заявителя, отказе ООО "В" в допуске к участию в аукционе.
Заказчик в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2019 N 0372100049619001407-1, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Основания для отказа в допуске к участию в аукционе: п. 2. ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 2013 г. в связи с несоответствием информации, предусмотренной пп. а) п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации.
В Техническом задании (Приложение N 2 к Документации об аукционе в электронной форме) Заказчику требуется к поставке реактивы для ПЭТ-Центра, с характеристиками, подробно описанными в Спецификации технического задания.
Участник в первой части заявки предложил к поставке реактивы, указав их страну происхождения по каждой позиции: Китай, Россия, Германия. Сведения об артикуле и/или каталожных номерах, сведения о производителе предлагаемого к поставке товара в заявке не указаны.
Поскольку закупаемые реактивы для ПЭТ-Центра необходимы в целях осуществления производства радиофармпрепаратов и технологический процесс их производства настроен на использование исходных веществ одного производителя, требуется использование каждого реактива только одного производителя. Замена реактива одного производителя на реактив другого производителя в рамках процесса не допустима, поскольку не гарантирует соответствие полученных результатов действующим международным стандартам и нормативной документации, использование исходных веществ разных производителей требует дополнительных дорогостоящих клинических исследований.
В связи с тем, что участник в заявке продекларировал три страны происхождения по каждому предлагаемому к поставке реактиву, у заказчика отсутствует возможность определить соответствие закупаемого товара заявленным в документации требованиям и по результатам исполнения контракта гарантировать соответствие полученных с использованием таких реактивов результатов (радиофармпрепаратов) действующим международным стандартам и нормативной документации.
На основании изложенного комиссия пришла к выводу о несоответствии заявки участника требованиям документации".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к составу первой части заявки:
"1. Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
1) согласие участника Аукциона на поставку товара (выполнение работы или оказание услуги) на условиях, предусмотренных Документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения Аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении, в ч. 2.27 настоящего раздела Документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ): не требуется
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в разд. 3 Документации, и указание на товарный знак (при наличии): требуется Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Участник закупки может предоставить первую часть заявки на участие в Аукционе по форме, предложенной в разд. 5 Документации либо в любой другой форме, соответствующей требованиям настоящей Документации".
Требования к товарам, являющимся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации.
Проанализировав первую часть заявки Заявителя, Комиссия УФАС установила, что в составе заявки им представлены конкретные показатели товаров, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации, с указанием их страны происхождения по каждой позиции, а именно: Китай, Россия, Германия.
По мнению аукционной комиссии Заказчика, "в связи с тем, что участник в заявке продекларировал три страны происхождения по каждому предлагаемому к поставке реактиву, у заказчика отсутствует возможность определить соответствие закупаемого товара заявленным в документации требованиям и по результатам исполнения контракта гарантировать соответствие полученных с использованием таких реактивов результатов (радиофармпрепаратов) действующим международным стандартам и нормативной документации".
Ввиду отсутствия в аукционной документации требования об указании страны происхождения товара из-за не установления Заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в силу положений ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия Заказчика должна проверять первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, а именно в части соответствия конкретных показателей товара, представленных участниками закупки, установленным Заказчиком требованиям, без учета указания страны происхождения товара в составе заявки, в случае ее указания.
Вместе с тем, отсутствие в рассматриваемом случае обязанности участника закупки указывать страну происхождения товара в составе заявки не запрещает по усмотрению участника в составе заявки указывать страну происхождения товара, в том числе, одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к поставке товара.
В том числе, указание нескольких стран происхождения товара в составе первой части заявки не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и аукционной документации и не влечет негативных последствий как для Заказчика, так и для участников аукциона, соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине несоответствием информации, предусмотренной пп. а) п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016).
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях аукционной комиссии нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "В" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 августа 2019 г. по делу № 44-4118/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4118/19 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России - и его аукционной комиссии устранить нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения N 0372100049619001407;
- пересмотреть первые части заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372100049619001407 с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372100049619001407 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 12.09.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.