РЕШЕНИЕ
по делу № 44-317/15 о нарушении законодательства о закупках
05.02.2015 | Санкт-Петербург |
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» (далее – заказчик),
ЗАО «КОНЕ Лифтс» (далее – заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 1992 от 30.01.2015) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтового оборудования ФГБУ «СЗФМИЦ» Минздрава России в 2015 году (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.01.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049615000009. Начальная (максимальная) цена контракта 1 789 005,35 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика, выразившиеся в отсутствии закупки в плане-графике закупок заказчика на момент публикации извещения о проведении закупки, а также в установлении требований к оказанию услуг, влекущих ограничение количества участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 19.01.2015.
Изменения в план-график с включением в него данной закупки внесены заказчиком 28.01.2015, т.е. после публикации извещения о проведении аукциона.
Представители заказчика согласились с указанным несоответствием и указали на систематические регламентные работы на официальном сайте и о недоступности части его функций, которые не позволили заказчику своевременно разместить соответствующие изменения в план-график в установленный законодательством о контрактной системе срок.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии закупки в плане-графике закупок заказчика на момент публикации извещения о проведении закупки.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
Вместе с тем установлено, что для участия в аукционе подано 3 (три) заявки, которые допущены к участию в аукционе по результатам рассмотрения их первых частей.
Срок окончания подачи заявок установлен на 02.02.2015, в соответствии с положениями аукционной документации для допуска к участию в аукционе необходимо представить в первой части только согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Заявитель подал жалобу в Санкт-Петербургское УФАС 30.01.2015. Следовательно, у заявителя имелось достаточно времени для подачи заявки на участие в аукционе.
2. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтового оборудования.
В техническом задании представлен перечень и характеристики лифтового оборудования заказчика, подлежащего техническому обслуживанию, а также перечень необходимых к выполнению работ на лифтовом оборудовании и периодичность их выполнения.
Заказчиком установлены данные требования с целью обеспечения бесперебойной и безопасной работы лифтового оборудования в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
В перечень услуг, указанный в техническом задании, включены виды работ на лифтовом оборудовании, которые технологически и функционально связаны с лифтовым оборудованием.
Данное утверждение обосновано наличием функциональной и технологической связи по перечню работ на лифтовом оборудовании, их целевым назначением, достижением единой цели. А именно следующими критериями:
- необходимость в выполнении работ как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки;
- направленность на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы лифтового оборудования;
- работы являются однородными по своему назначению;
- между работами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
При комплексном техническом обслуживании лифтового оборудования обязательны к исполнению требования Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (далее - Регламент), принятые и утвержденные Решением комиссии таможенного союза от 18.10.2011№ 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». Указанное требование также установлено в Техническом задании.
В соответствии с Регламентом техническим обслуживанием лифта является комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации. Оборудование средств диспетчерской связи и переговорных устройств являются неотъемлемой частью лифтового оборудования. Без наличия устойчивой двусторонней телефонной (или громкоговорящей) связи эксплуатация лифтов запрещена.
Неразрывность работ по обслуживанию диспетчерской связи подтверждается Постановлением горного и промышленного надзора России от 26.05.2000 № 26 «Об утверждении типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пульта», согласно которому лифт должен быть остановлен в случае, когда на лифтах, подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь или не поступают сигналы с лифта на пульт оператора, не действует сигнализация из кабины и вызова обслуживающего персонала (п. 4.11 ст. 4 Типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пульта РД 10-360-00).
Кроме того, согласно ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» обслуживание лифта в здании должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечивалось безотлагательное прибытие персонала на вызов с лифта. Для выполнения работ по эвакуации пассажиров должна быть предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления. Крыша кабины и кабина, предназначенные для размещения людей, должны быть обеспечены средствами для подключения к двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала.
Следовательно, эксплуатация лифта не разрешена без наличия двусторонней переговорной связи между пассажирами, находящимися в кабине, и обслуживающим лифт персоналом, в связи с чем, объединение в один лот работ по техническому обслуживанию лифтов и техническому обслуживанию диспетчерской связи технически оправдано и целесообразно.
Следовательно, объект закупки является неразрывным комплексом действий и мер по техническому обслуживанию лифтового оборудования, регулируемых одним документом - Техническим регламентом таможенного союза ТР 011/2011 «Безопасность лифтов».
Вместе с тем установлено, что запрет на привлечение субподрядных организаций для оказания услуг аукционной документацией не установлен, специальных лицензий и (или) разрешений для оказания услуг согласно объекту закупки не требуется. Для участия в аукционе подано 3 (три) заявки, которые допущены к участию в аукционе по результатам рассмотрения их первых частей.
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, в данном случае услуги являются функционально и технологически связанными, а требования аукционной документации не привели к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным, а жалоба – частично обоснованной.
3. Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем доказательства того, что выявленное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 21, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «КОНЕ Лифтс» частично обоснованной в части доводов об отсутствии закупки в плане-графике закупок заказчика по состоянию на соответствующую дату.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что доказательства того, что нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствуют.
4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика уполномоченному должностному лицу не передавать.