Решение по делу ВП–59/15 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок
выбор способа закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу ВП–59/15 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

06.09.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

рассмотрев обращение ООО «Экспресс» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги М-11 «Нарва» от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на участке подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга км 40 – км 52 (подъезд к д. Ручьи) в Ленинградской области с затратами на страхование строительных рисков (2,3 этапы) (номер извещения 0372100041515000066) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1. Неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.

2. В Конкурсной документации установлены неправомерные требования о наличии у участников закупки: свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, копий договоров субподряда, документального видеофильма, а также пресс-релиза.

3. В Конкурсной документации отсутствует дата начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.

4. В Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 31.08.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 277 069 080 рублей;

4) дата и время окончания подачи заявок – 21.09.2015.

1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», который включает, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом Конкурса является выполнение работ реконструкции автомобильной дороги М-11 «Нарва» от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на участке подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга км 40 – км 52 (подъезд к д. Ручьи) в Ленинградской области с затратами на страхование строительных рисков (2,3 этапы).

Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М-11 «Нарва» от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на участке подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга км 40 – км 52 (подъезд к д. Ручьи) в Ленинградской области с затратами на страхование строительных рисков (2,3 этапы), не относятся к работам по строительству, особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 12.1 Конкурсной документации к участникам закупки устанавливаются следующие обязательные требования:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе наличие у участника закупки выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Пунктом 1.1.6.2 Конкурсной документации установлено: «заявка на участие в Конкурсе должна содержать сведения и документы об участнике закупки, в том числе: копию свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года

№ 624:

- в случае самостоятельного выполнения работ:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:

Разбивочные работы в процессе строительства;

Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений;

Подготовительные работы:

2.2 Строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;

3. Земляные работы

3.1. Механизированная разработка грунта;

3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками;

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода;

20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:

20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;

20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения;

23. Монтажные работы:

23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;

24. Пусконаладочные работы:

24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов;

25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:

25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

25.2 Устройство оснований автомобильных дорог;

25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;

25.6 Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;

25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;

25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог;

29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов:

29.7 Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.

- в случае привлечения субподрядных организаций для выполнения работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2. Транспортное строительство;

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;

33.8. Здания и сооружения объектов связи».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, пунктами 8.13, 8.46.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено требование о предоставлении подрядчиком по дополнительному запросу Заказчика копий договоров субподряда, а также об обязанности подрядчика обеспечить по требованию Заказчика установку на объекте строительства камер видеонаблюдения с возможностью непрерывной трансляции в режиме реального времени.

Также пунктом 8.28 приложения № 12 «Техническое задание» Конкурсной документации установлено: «подрядчик в счет стоимости работ по государственному контракту по окончании строительства обязан представить Заказчику следующие материалы:

- документальный видеофильм о поэтапном ходе строительно-монтажных работ, продолжительностью не менее 15 минут и не более 25 минут (формат видеоматериалов дополнительно согласовать с Заказчиком);

- пресс-релиз в виде брошюры формата А4 (А3) объемом не менее 10 листов на глянцевой бумаге, с отображением истории объекта, технико-экономических характеристик объекта, задач и целей реализации объекта, фотоотчета со всех стадий реализации объекта; дополнительно представить и согласовать программу открытия со сценарием официального мероприятия.

Срок представления отчетных презентационных и видеоматериалов за 1,5 месяца до назначенной даты ввода объекта в эксплуатацию».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования установлены в отношении подрядчиков и не подлежат оценке при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств обратного.

Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком в Конкурсной документации неправомерного требования к участникам Конкурса относительно предоставления в составе заявки копий договоров субподряда, документального видеофильма, а также пресс-релиза, не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Разделом 14 «Формы, порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации» установлено, что «любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены надлежащим образом даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не установлении даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 1.1.8 Конкурсной документации установлено: «заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, предложение участника Конкурса в отношении объекта закупки, составленное по форме приложения 1 к конкурсной документации. Требования к описанию участниками закупки предложения о качестве работ изложены в разделе 2 Конкурсной документации».

В соответствии с разделом 2 «Требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик» Конкурсной документации «Участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 «Организация строительства» к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение № 12 к проекту Государственного контракта), Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации), МДС 12-81.2007, МДС 12-29.2006, «Методические рекомендации для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом», проектной документации (Приложение № 5 к конкурсной документации)».

В соответствии с подпунктом 17.6.1 пункта 17.6 Конкурсной документации Заказчиком «При оценке заявок по показателю «Качество работ» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 «Организация строительства» к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение № 12 к проекту Государственного контракта) и Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации) МДС 12-81.2007, МДС 12-29.2006, «Методические рекомендации для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом» и отвечающим решениям проектной документации (Приложение № 5 к настоящей конкурсной документации)».

Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ и затрат, подлежит оценке единой комиссией Заказчика.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта – (Значимость критерия) - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – (Значимость критерия) - 10%; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – (Значимость критерия) - 30%».

По критерию «Квалификация участников закупки»: «В отношении нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» устанавливаются следующие показатели: в) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (величина значимости показателя: 15%). Для указанного показателя устанавливается следующая шкала оценки:

Сведения о наличии у участника открытого конкурса необходимого инженерно-технического персонала.При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса:

- трудовые книжки, дипломы, дипломы о профессиональной переподготовке, аттестаты, свидетельства, иные документы.

При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведений документов заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса, а так же в случае если стаж работы руководителя организации составляет менее 5 лет в дорожной отрасли : 0 баллов.

Наличие высшего образования руководителя, стаж работы в дорожной отрасли более 5 лет: 5 баллов.

Наличие высшего образования руководителя организации, ключевых специалистов (ИТР) – не менее 10 человек, стаж работы которых в дорожной отрасли более 5 лет: 30 баллов.

Наличие высшего образования руководителя организации. Наличие высшего профильного образования ключевых специалистов (ИТР) – не менее 15 человек, стаж работы которых в дорожной отрасли более 5 лет:100 баллов.

Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по указанному показателю.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 4, 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что 05.10.2015 Заказчиком заключен контракт № 392/15/102005, по данному делу предписание не выдавать.