РЕШЕНИЕ от 11 декабря 2020 г. по делу № 44-6532/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФБУ "АА" (далее - Заказчик):
Филиала ФГУП "О" Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 44325/20 от 04.12.2020) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на защиту объектов транспортной инфраструктуры ФБУ "АБ", расположенных в Вологодской области, от актов незаконного вмешательства (извещения номер 0372100027320000028) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
Извещение о проведении конкурса размещено 09.10.2020 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100027320000028. Начальная (максимальная) цена контракта - 175 268 502,00 рублей.
В жалобе Филиал ФГУП "О" Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- неисполнении ранее выданного контрольным органом предписания;
- установлении незаконных условий исполнения государственного контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 3.36. Административного регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с п. 3.37 Административного регламента предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.
13.11.2020 Комиссия УФАС вынесла решение и выдала Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе по делу N 44-5956/20 в отношении рассматриваемой закупки.
Согласно предписанию по делу N 44-5956/20 от 13.11.2020 Заказчику и его аукционной комиссии предписано устранить нарушение ч. 1 ст. 54.3 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе и с этой целью:
"- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса N 0372100027320000028;
- внести изменения в документацию об электронном конкурсе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0372100027320000028) в соответствии с законодательством о контрактной системе".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком были исполнены предписанные Комиссией УФАС действия, а именно устранены незаконные требования о предоставлении в составе конкурсной заявки каких-либо лицензий:
"3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, или копии таких документов, а именно:
- свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, подписанное руководителем компетентного органа -Федерального агентства морского и речного транспорта (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа в соответствии с п. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и п. 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. N 145 "Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним" или соответствие требованиям подпункта 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а именно участник закупки должен являться подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта".
Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является несостоятельным.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Частью IV "Проект контракта" конкурсной документации предусмотрены следующие условия:
"2.3.8. Предоставить Заказчику лицензию Роспотребнадзора на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих, за исключением случаев, если эти источники используются в медицинских целях), в соответствии ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для работы на рентгенотелевизионной установке.
Виды деятельности:
а) эксплуатация и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
б) деятельность по контролю рентгенографическими методами в нестационарных (полевых) условиях, в том числе на объектах Заказчиков рентгеновскими установками для досмотра людей, багажа и товаров с целью обнаружения и идентификации предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для перемещения в ЗТБ ОТИ и транспортных средств с использованием мобильного автономного пункта управления обеспечением транспортной безопасности".
В соответствии с п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно:
- проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, указанный Заказчиком вид деятельности "деятельность по контролю рентгенографическими методами в нестационарных (полевых) условиях, в том числе на объектах Заказчиков рентгеновскими установками для досмотра людей, багажа и товаров с целью обнаружения и идентификации предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для перемещения в ЗТБ ОТИ и транспортных средств с использованием мобильного автономного пункта управления обеспечением транспортной безопасности" не предусмотрен в рамках осуществления деятельности в порядке п. 39 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 54.3 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с протоколами рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, на участие в аукционе были поданы заявки трех участников, при этом все они были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
 
решила:
 
1. Признать жалобу Филиал ФГУП "О" Росгвардии по
г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обоснованной в части доводов об установлении незаконных условий исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 54.3 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.