РЕШЕНИЕ
по делу № 44-616/15 о нарушении законодательства о закупках
05.03.2015 | Санкт-Петербург |
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» (далее – Заказчик):
ООО «Пожавтоматика-ФПБ» (далее – Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 3924 от 26.02.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.02.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100024515000006. Начальная (максимальная) цена контракта 12 716 025,63 руб.
В жалобе ООО «Пожавтоматика-ФПБ» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0372100024515000006-1 от 24.02.2015 участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 11, отказано в допуске к участию в электронном аукционе, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлениемсведений о конкретных значениях показателей по ряду товаров.
Анализ документации об аукционе, в том числе раздела 6 «Требования к товарам, используемым при оказании услуг, с учетом требуемой совместимости с установленным оборудованием» части III «Техническое задание электронного аукциона» документации об аукционе, показал следующее.
К товару по позиции 7 «Источники бесперебойного питания» Заказчиком установлены следующие требования: «Габариты (ШxВxГ) до 500х100х400 мм».
Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки установлена Заказчиком в п 1.4
части I «Общая часть» документации об аукционе.
Согласно положениям данной инструкции предоставляемые участником закупки сведения о значениях показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слов «не более», «не менее», «или», «должен», «может» и т.п., то есть должны быть конкретными. Также данная инструкция содержит указания, что при использовании в описании характеристик слов «от» и «до» означают требование предоставления значений характеристик «более» и «менее» указанных значений соответственно.
Анализ заявки участника с номером 11 показал, что для товара по позиции 7 «Источники бесперебойного питанияPower-VisionHF» участником закупки указаны следующие характеристики: «Габариты (ШxГxВ)до600х800х1360 мм».
Данное значение не является конкретным, следовательно, аукционная комиссия Заказчика правомерно отказала участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, таким образом, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Комиссией УФАС установлено, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно отказала участнику закупки, подавшего заявку с номером 18, в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0372100024515000006-1 от 24.02.2015 участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 18, отказано в допуске к участию в электронном аукционе, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлениемсведений о конкретных значениях показателей по ряду товаров и предоставлением недостоверной информации о характеристиках товара.
Анализ документации об аукционе, в том числе раздела 6 «Требования к товарам, используемым при оказании услуг, с учетом требуемой совместимости с установленным оборудованием» части III «Техническое задание электронного аукциона» документации об аукционе, показал следующее.
К товару по позиции 4 «Герметичная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея» Заказчиком установлены следующие требования: «Температура окружающей среды в диапазоне минимально +20 максимально +50 С°».
Анализ заявки участника закупки с номером 18 показал, что по позиции 4 им предложен товар «Герметичная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея DELTA» и указана его характеристика «Температура окружающей среды в диапазоне: + 40 С°».
Инструкция по заполнению заявки установлена Заказчиком в п 1.4
части I «Общая часть» документации об аукционе.
Согласно положениям данной инструкции при указании в требуемом параметре формулировки «в диапазоне» участником должно быть предложено конкретное значение показателя (например, требуемое «длина в диапазоне 5-15 метров» - возможное предложение участника «длина 10 метров»).
Таким образом, указанное участником закупки значение соответствует требованиям документации об аукционе, следовательно, отказ в допуске по данному основанию неправомерен.
К товару по позиции 26 «Электроды сварочные (Пропои)» Заказчиком установлены следующие требования: «Марка: ПОС 90 или ПОС 63 или ПОС 61 или ПОС 40 или ПОС 30 или ПОС 10 или ПОС 61М или ПОСК 50-18 или ПОСК 2-18 или ПОССу 61-0,5 или ПОССу 50-0,5 или ПОССу 40-0,5 или ПОССу 35-0,5 или ПОССу 30-0,5 или ПОССу 25-0,5 или ПОССу 18-0,5 или ПОСу 95-5 или ПОССу 40-2 или ПОССу 35-2 или ПОССу 30-2 или ПОССу 25-2 или ПОССу 18-2 илиПОССу 15-2 или ПОССу 10-2 или ПОССу 8-3 или ПОССу 5-1 или ПОССу 4-6 или ПОССу 4-4. Сурьма есть\мало\неткгс/см2».
Анализ заявки участника закупки с номером 18 показал, что по позиции 26 им предложен товар«Электроды сварочные (Пропои)» и указаны характеристики: «Марка ПОС 40. Сурьма есть кгс/см2».
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0372100024515000006-1 от 24.02.2015 аукционная комиссия Заказчика пришла к выводу, что данные сведения являются недостоверными, поскольку ГОСТ 21930-76 «Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия» не предусмотрено наличие сурьмы для припоя марки ПОС 40.
Комиссия УФАС считает, что данные выводы аукционной комиссии Заказчика ошибочны, поскольку п. 1.1 данного государственного стандарта допускает наличие в припоях марки ПОС 40 сурьмы в виде примеси, таким образом, отказ участнику в допуске к участию в электронном аукционе по данному основанию также неправомерен.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, подвшему заявку с номером 18.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки установлена Заказчиком в п 1.4
части I «Общая часть» документации об аукционе.
Частью III «Техническое задание электронного аукциона» документации об аукционе Заказчиком установлено, что используемые материалы, оборудование должны соответствовать требованиям Технического задания (приложениям к нему), Государственным стандартам: 15865-70, 10503-71, 19113-84, 21235-75, 21930-76, 23469.3-79, 28196-89, 30244-94, 30402-96.
Вместе с тем Заказчиком не установлено, какой именно государственный стандарт соответствует определенному товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять указанные стандарты с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Анализ документации об аукционе, в том числе раздела 6 «Требования к товарам, используемым при оказании услуг, с учетом требуемой совместимости с установленным оборудованием» части III «Техническое задание электронного аукциона» документации об аукционе показал, что при описании требований к товарам Заказчиком нарушено правило объективного описания объекта закупки.
Например, к товару по позиции 26 «Электроды сварочные (Пропои)» Заказчиком установлены следующие требования: «Марка: ПОС 90 или ПОС 63 или ПОС 61 или ПОС 40 или ПОС 30 или ПОС 10 или ПОС 61М или ПОСК 50-18 или ПОСК 2-18 или ПОССу 61-0,5 или ПОССу 50-0,5 или ПОССу 40-0,5 или ПОССу 35-0,5 или ПОССу 30-0,5 или ПОССу 25-0,5 или ПОССу 18-0,5 или ПОСу 95-5 или ПОССу 40-2 или ПОССу 35-2 или ПОССу 30-2 или ПОССу 25-2 или ПОССу 18-2 илиПОССу 15-2 или ПОССу 10-2 или ПОССу 8-3 или ПОССу 5-1 или ПОССу 4-6 или ПОССу 4-4», а также установлены требования к значениям показателей: «Плотность», «Удельное электросопротивление», «Теплопроводность», «Временное сопротивление разрыву», «Относительное удлинение», «Ударная вязкость», «Твердость по Бринеллю».
В соответствии с Приложением 1 к ГОСТ 21930-76 «Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия», требование о соответствии товара которому установлено документацией об аукционе, физико-механические свойства припоев зависят от их марки, следовательно, такие значения таких показателей как «Плотность», «Удельное электросопротивление», «Теплопроводность», «Временное сопротивление разрыву» и др. не могут отличаться и выходить за рамки нормативов, установленных государственным стандартом для тех или иных марки припоев.
Следовательно, марка припоя является агрегирующим показателем, который определяет ряд других показателей, установленных Заказчиком, следовательно, требование к их подробному описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.
Также при описании требований к товарам Заказчиком также использованы нестандартные требования, касающиеся технических и качественных характеристик товара.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Например, к товару по позиции 26 «Электроды сварочные (Пропои)» Заказчиком установлены следующие требования: «Сурьма есть\мало\нет», при этом единица измерения, установленная Заказчиком – «кгс/см2».
При этом согласно п. 1.1 ГОСТ 21930-76 «Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия» массовая доля сурьмы имеет определенные допустимые значения, которые измеряются в процентах.
Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований, касающиеся технических и качественных характеристик товара, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В документации об аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе значения показателя «Температура окружающей среды» для товара по позиции 4 «Герметичная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея».
Данные сведения не являются характеристикой товара, использующегося при выполнении работ, следовательно, установленное Заказчиком требование о предоставлении данных сведений нарушает ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Пожавтоматика-ФПБ»необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.