РЕШЕНИЕ от 26 сентября 2018 г. по делу № 44-4452/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2018 г. по делу № 44-4452/18  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Петровский колледж" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Н" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх.N 23828-ЭП/18 от 19.09.2018) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по текущему ремонту системы отопления по адресу: СПб, ул. Швецова д. 22 лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 27.08.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100023818000166. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 116 594,02 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным согласно доводам жалобы.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.09.2018 Заявителю отказано в участии в аукционе по следующим основаниям: "несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Причина несоответствия:
На основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в виду несоответствии информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требованиям документации о таком аукционе, а именно: Участником в заявке указано п. 9: "Рабочая температура:+150°С". Требование заказчика: "Рабочая температура: ниже +155°С (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3)". Согласно Приложению N 2 к Информационной карте. Порядок заполнения первой части заявки, Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде диапазона значений показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в третьем типе, за исключением случаев указанных в данной инструкции".
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые используются при оказании услуги.
Заказчиком в Приложении N 2 части III "Техническое задание" аукционной документации для товара 9 "Кран тип 1" установлено требование: "Рабочая температура: ниже +155°С (требования к значениям показателей (характеристик), тип 3)".
В ходе анализа заявки Заявителя было установлено, что обжалуемая характеристика имеет примечание, что относится к Типу 3. Согласно инструкции, Приложение N 2 к Информационной карте: "К третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться".
В тоже время ниже в Инструкции указано, что требования, сопровождаемые словом "ниже" относятся к максимальным значениям, и конкретное значение показателя, указывается без данного слова: "Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товара указаны со следующими словами и знаками:
"не более", "не выше", знак "<=" - (менее или равно), "менее", "ниже", "до" - (менее), "не должен быть >=" - (не более и не равно), знак "<" - (менее) и их синонимы. В соответствии с настоящей инструкцией необходимо указать конкретное значение, то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков".
Таким образом, оспариваемый показатель является максимальным значением показателя, который необходимо указывать без сопровождения словом "ниже", что и было сделано Заявителем при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки Заявителя к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 2 Части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что она содержит четыре типа показателей:
"К первому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
К третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
К четвертому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться".
В ходе заседания установлено, что показатель, относящийся к третьему типу требований, одновременно может характеризоваться как минимальное, максимальное, неизменное и диапазонное значение:
"Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде одного значения показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в первом типе, во втором типе, в четвертом типе, а так же для третьего типа в случаях указанных в данной инструкции";
"Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде диапазона значений показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в третьем типе, за исключением случаев указанных в данной инструкции";
"Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товара указаны со следующими словами и знаками:
"не более", "не выше", знак "<=" - (менее или равно), "менее", "ниже", "до" - (менее), "не должен быть >=" - (не более и не равно), знак "<" - (менее) и их синонимы. В соответствии с настоящей инструкцией необходимо указать конкретное значение, то участнику необходимо указать соответствующее требованиям технического задания конкретное значение без использования вышеуказанных слов и знаков";
Следовательно, инструкция по заполнению первой части заявки содержит противоречивые условия заполнения показателей позиций товаров Типа 3. Показатели одновременно могут являться максимальным, минимальным, диапазонным, а также неизменным значением, что невозможно.
То есть, документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, чтобы ограничивать доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что при указании конкретного значения показателя Типа 3, вне зависимости от того каким он будет указан, максимальным и/или минимальным, диапазонным или неизменным, все эти варианты заведомо будут не верны, и как следствие будут являться причиной отклонения заявки участника.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании документации об аукционе, ее отдельных разделов, таким образом, который приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:


1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной.
2. Признать в действиях должностного лица и аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.