РЕШЕНИЕ от 12 августа 2019 г. по делу № 19/44/105/2171 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "П" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссии ФКУ "У" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург, км 593+600 - км 626+000 (лево), Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации (Работы выполняются в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Длина объекта - 32,050 км. Вид работ - капитальный ремонт. Категория автомобильной дороги - IБ) (Лот N 84) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100009919000083) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, а именно: требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.06.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 610 981 875 рублей;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 10804092420192058243;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2019;
6) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 14.08.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, а именно: требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактный системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 8.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что к ряду товаров установлены требования в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- "Лоток водоотводной": "Масса не более 1400 кг";
- "Геотекстильный материал": "Поверхностная плотность 200 г/м2";
- "Ткань стеклянная изоляционная": "Поверхностная плотность 200 г/м2";
- "Смесь песчано-гравийная природная": "Группа щебня";
- "Люки": "Марка чугуна люков".
Представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе составлена в соответствии с Законом о контрактной системе, при этом с учетом положений инструкции по заполнению заявок на участие в закупке потенциальным участникам закупки представляется возможным определить порядок указания в составе заявки характеристик товаров по вышеуказанным позициям и заполнить заявку на участие в Аукционе.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе, следующее: "Качественные и количественные характеристики (свойства, параметры) каждого товара должны быть подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика. Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СП и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.).
Если требуемая характеристика (свойство, параметр) не применяется или не нормируется, исходя из совокупных свойств предлагаемого товара, то участнику закупки рекомендуется указать "не применяется" или "не используется" или "-" (прочерк).
Если, по мнению участника закупки, требуемая характеристика (свойство, параметр) противоречит требованиям стандарта, допускается указать верное по мнению участника закупки значение с указанием наименования действующего ГОСТ, регламентирующего данную характеристику. Все дополняемые друг друга товары должны подходить друг другу: комплектующие и расходные части к оборудованию и т.д. в случае установления их совместимости приложением N 1 к документации об аукционе. Характеристики (свойства, параметры) товара должны строго соответствовать его функциональному назначению. Все применяемые при выполнении работ товары должны быть разрешены для использования на территории Российской Федерации, а также соответствовать нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации".
Учитывая изложенные положения Инструкции, потенциальным участникам не представляется возможным определить потребность Заказчика, что противоречит положениям Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "П" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадке предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.08.2019 по делу N 19/44/105/2171 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.