РЕШЕНИЕ от 18 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1192 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1192 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП М. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,
АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 106+000 - км 131+853, Ленинградская область (1 А этап, 1 Б этап)", с выполнением работ по разработке рабочей документации (номер извещения: 0372100009918000138) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:


В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров.
2. Заказчиком в приложении N 1 документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателям товаров, не соответствующие ГОСТ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -29.08.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 690 413 024 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -17.09.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1.3.1. документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
В приложении N 1 документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Полимерная смесь ЦМИД-1К или аналог - расход раствора не менее 1,8 кг/м2; кольцо стеновое - технологический уклон внутренних поверхностей не более 1,5%; бетон - модуль крупности среднего песка более 2,0; песок - модуль крупности от 1,5; плита перекрытия - технологический уклон боковых граней не более 10,0%; световозвращающиестеклошарики - содержание технологических остатков в виде инородных частиц 3%, максимальное содержание несферических (дефектных) частиц не более 30%" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе, указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка единственного участника закупки по указанному основанию не отклонена.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N 1 документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателям товаров, не соответствующие ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальнойсистеме стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что установленные в приложении N 1 документации об Аукционе показатели к товарам "Провод, бетон" противоречат положениям ГОСТ 31996-2012, 26633-2015, установленных в документации об Аукционе.
В приложении N 1 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам:
"п.7 провод - сечение жилы 1,5 мм2, соответствие ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 7399-97;
п. 28 бетон - марка бетона по морозостойкости не более F200, соответствие Г ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014;
п. 35 бетон - класс бетона В20, В30, соответствие ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что к товару "Провод" в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии ГОСТ 31996-2012, а также установленные характеристики по вышеуказанным товарам являются потребностью заказчика и не противоречат положениям ГОСТ и Закона о контрактной системе.
Пунктом 36 "Песок" приложения N 1 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие показатели к товару: "Групп средний, мелкий. Модуль крупности от 1,5. Соответствие ГОСТ 8736-2014".
В таблице 1 ГОСТ 8736-2014 установлены следующие варианты значений по модули крупности песка, а именно: "Мелкий - свыше 1,5 до 2,0; средний - свыше 2,0 до 2,5".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, что "," означает "и" - следовательно, указываются все перечисленные значения.
Из жалобы Заявителя следует, что установленные в приложении N 1 документации об Аукционе показатели к товару "пункт 36. Песок" противоречат положениям ГОСТ 8736-2014. В соответствии с положениями документации об Аукционе участнику закупки в составе заявки по товару "Песок" необходимо указать группу песка средний и мелкий, модуль крупности от 1,5. При этом в соответствии с положениями ГОСТ модуль крупности 1,5 установлен только для группы песка "мелкий", в связи с чем не представляется возможным указать группу песка "средний" с модулем крупности 1,5, поскольку противоречит положениям ГОСТ 8736-2014.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, что в случае, если применительно к товару (материалу) требуется указать несколько значений для определенного показателя, в заявке участника необходимо представить предложение всех характеристик по каждому предлагаемому значению показателя.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что участнику закупки в составе заявке по товару "Песок" необходимо указать модуль крупности для каждой группы песка, а именно и для средней, и для мелкой в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе. При этом установленные характеристики по товару "Песок" не противоречат положениям ГОСТ 8736-2014 и Закона о контрактной системе Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в пунктах 7, 28, 35, 36 приложения N 1 документации об Аукционе установлены требования к показателям товаров, не соответствующие ГОСТ, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Пунктом 12.4. документации об Аукционе установлен следующий порядок внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно: "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок перечисления денежных средств, режим использования специального счета, порядок и сроки возврата денежных средств определены статьей 44 Закона".
В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке установлен в документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальные счета, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подана одна заявка от участника Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ИП М. обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 18.09.2018 N 18/44/105/1192 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.