РЕШЕНИЕ от 18 декабря 2017 г. по делу N К-1732/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2017 г. по делу N К-1732/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "П" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Аукционной комиссией, ФКУ "У" (далее - Заказчик), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объектах: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 0+000 - км 10+400, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов; "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 24+850 - км 40+900, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов (номер извещения 0372100009917000116) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 14.12.2017 на 18.12.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 475 411 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 N 0372100009917000116-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе за непредоставление информации в первой части заявки на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе, а именно: "- В пункте 9 Приложения N 1 к документации об аукционе "Шпилька" участником закупки не представлены конкретные значения показателей для шпильки с мелким шагом резьбы: требование документации: шаг резьбы должен быть крупный, мелкий; предложение участника закупки: шаг резьбы крупный;
- в пункте 96 Приложения N 1 к документации об аукционе "Прокат полосовой" участником закупки не представлены конкретные значения показателей для точности прокатки по ширине значений БШ1; ВШ1: требование документации: точность прокатки по ширине должна быть БШ1; ВШ1, БШ2; ВШ2; предложение участника: точность прокатки по ширине ВШ2;
- в пункте 126 Приложения N 1 к документации об Аукционе "Бетон тяжелый" участником закупки не представлены конкретные значения показателей для марки удобоукладываемости из значений П3; П4; П5: требование документации: марка удобоукладываемости должна быть П1; П2, П3; П4; П5; предложение участника закупки: марка удобоукладываемости П1".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету закупки. Перечисление характеристик в сопровождении знака "," означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";", "или" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору, кроме характеристик камня бетонного прямого бортового, где участник должен указать все требуемые значения;
В случае, если требуемые значения одновременно разделены символами "," и ";", то следует руководствоваться правилом, что знак ";" действует только между соседними значениями, разделенными этим знаком (например: 2; 4; 6, 3; 8; 10, то участник закупки должен выбрать одно значение из значений 2; 4; 6 и одно значение из значений 3; 8; 10). Слова "менее", "ниже", означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, не включая крайние значения".
Пунктом 9 Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Шпилька": "Номинальный диаметр резьбы должен быть 24;30 мм; Шаг резьбы должен быть крупный, мелкий; Шаг резьбы не должен быть менее 2 мм; Диаметр стержня должен быть 24;30 мм; Общая длина резьбового конца должна быть более 60 мм; Длина шпильки не должна быть более 280 мм; Номинальный средний диаметр резьбы не должен быть менее 22,051 мм; Номинальный внутренний диаметр резьбы не должен быть менее 20,752 мм; Номинальный внутренний диаметр резьбы по дну впадины не должен быть менее 20,319 мм; ГОСТ 22042-76; ГОСТ 24705-2004".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя, согласно которой в отношении товара "Шпилька" представлено, в том числе следующее: "Шаг резьбы крупный".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с требованиями таблицы 1 ГОСТ 22042-76, если указать конкретное значение показателя "Шаг резьбы крупный, мелкий", то не представляется возможным представить конкретное значение показателя "Шаг резьбы не должен быть менее 2 мм", поскольку конкретное значение шага резьбы в миллиметрах, одновременно соответствующее и крупному и мелкому шагу не предусмотрено требованиями ГОСТ 22042-76. Таким образом, представление значения показателя, противоречащего ГОСТ, при установленных требованиях в документации об Аукционе о соответствии требованиям ГОСТ, является предоставлением недостоверных сведений о товаре, в связи с чем Заявителем в заявке указаны конкретные показателя одновременно соответствующие требованиям документации об Аукционе и требованиям ГОСТ 22042-76.
Пунктом 96 Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Прокат полосовой": "Точность прокатки по толщине должна быть обычная; повышенная; Точность прокатки по толщине должна быть БТ1; ВТ1; БТ2; ВТ2; Точность прокатки по ширине должна быть обычная; повышенная; Точность прокатки по ширине должна быть БШ1; ВШ1, БШ2; ВШ2; Вид плоскостности должна быть нормальная; высокая; особо высокая; Вид плоскостности должна быть ПО; ПВ; ПН; Группа притупленности углов должна быть ВУ; БУ; Ширина должна быть более 36 мм; Толщина не должна быть более 8 мм; Масса должна быть более 1,13 кг; Притупленность углов не должна быть более 3 мм; Длина не должна быть более 12 м; ГОСТ 103-2006".
В отношении товара "Прокат полосовой" в заявке Заявителя содержатся, в том числе следующие сведения: "Точность прокатки по ширине ВШ2"; "Ширина 40 мм".
(примечание: В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ 103-2006, а не ГОСТ 106-2006.)
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с пунктом 2.1 ГОСТ 103-2006 установлено, что прокат по точности прокатки по ширине подразделяют на повышенную - БШ1, БШ2, БШ3 и обычную - ВШ1, ВШ2, ВШ3, при этом таблицей 3 ГОСТ 103-2006 установлены предельные значения отклонений по ширине проката для каждого значения точности проката. Таким образом, исходя из того, что в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе Заявителем в заявке указано конкретное значение показателя точности проката по ширине, а именно "Обычная", указать два значения точности проката ВШ1 и ВШ2 означает указать два различных значения предельных отклонений, предусмотренных таблицей 3 ГОСТ 106-2006, что является представлением недостоверных сведений с учетом требований ГОСТ.
Пунктом 126 Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Бетон тяжелый": "Марка по морозостойкости по первому базовому методу должна быть F150; F1100; F1150; F1200; Марка бетона по истираемости должна быть G1; G2; G3; Воздухововлекающие добавки должны быть наличие; отсутствие; Класс прочности бетона на сжатие должен быть B7,5; B10; Марка по морозостойкости по второму базовому методу должна быть F2100; F2150; F2200; F2300; Вяжущее (применяемый цемент в бетонной смеси) должно быть шлакопортландцемент; портландцемент без минеральных добавок; портландцемент с минеральными добавками; Марка бетона по водонепроницаемости должна быть W2; W4; W6; W8; W10; W12; Классификация по водонепроницаемости должен быть средней водонепроницаемости; низкой водонепроницаемости; Марка удобоукладываемости должна быть П1; П2, П3; П4; П5; Классификация по истираемости должен быть высокой истираемости; средней истираемости; низкой истираемости; ГОСТ 26633-2015; ГОСТ 7473-2010; ГОСТ 25192-2012".
В отношении товара "Бетон тяжелый" в заявке Заявителя содержатся, в том числе следующие сведения: "Марка удобоукладываемости П1".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что указание в заявке нескольких значений марки по удобоукладываемости требует указания нескольких значений осадки конуса растворной смеси. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 марка по удобоукладываемости входит в состав условного обозначения смеси, при этом в состав такого условного обозначения бетонной смеси входит исключительно одна марка по удобоукладываемости, в связи с чем указание нескольких марок по удобоукладываемости приведет к указанию в заявке недостоверных сведений о смеси.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе требования об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным нормативными документами, так и значениям, указанным в документации об Аукционе, поскольку последние противоречат требованиям нормативных документов, а также вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке значения показателей, противоречащие положениям нормативных документов, а также Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе установлены требования об указании в одном пункте множество различных видов товаров с различными характеристиками.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к содержанию и составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу заявки, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объектах: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 0+000 - км 10+400, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов; "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 24+850 - км 40+900, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов.
Вместе с тем, Комиссия установила, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, а именно отсутствуют сметы.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объектах: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 0+000 - км 10+400, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов; "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 24+850 - км 40+900, Ленинградская область", с выполнением работ по разработке рабочей документации и обследованием местности на наличие взрывоопасных предметов.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в составе документации об Аукционе опубликованы две проектные документации на два различных участка автомобильной дороги, а именно: проектная документация и результаты инженерных изысканий "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 0+000 - км 10+400, Ленинградская область", получившая положительное заключение государственной экспертизы от 23.10.2017 N 383-17/СПЭ-4400/02, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России", а также проектная документация и результаты инженерных изысканий "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, на участке Выборг - Светогорск, подъезд к МАПП "Светогорск", км 24+850 - км 40+900, Ленинградская область", получившая положительное заключение государственной экспертизы от 23.10.2017 N 382-17/СПЭ-4401/02, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту двух участков автомобильных дорог протяженностью 10,998 км и 14,911 км, являющихся частями одной дороги федерального значения, расположенных в границах Выборгского района Ленинградской области.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по капитальному ремонту двух различных участков автомобильной дороги А-181 "Скандинавия", не связанных между собой, приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства, что выполняемые работы на двух различных участках автомобильной дороги технологически связаны между собой и их разделение невозможно.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО "П" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 18.12.2017 N К-1732/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.