РЕШЕНИЕ от 3 ноября 2020 г. по делу № 20/44/105/1907 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия Муниципальное учреждение "Р" Городского поселения Ростов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории городского поселения Ростов Ярославской области (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0371300150220000021) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены антидемпинговые меры;
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель N 1) критерия "Нестоимостные критерии оценки" (далее - Критерий N 1);
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлены в Конкурсной документации технические требования к поставляемому товару, а также ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 29.09.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 58 583 011,03 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) источник финансирования - бюджет городского поселения Ростов, КБК - 84405030820110390244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.11.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены антидемпинговые меры.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 38 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсной документацией установлен стоимостной критерий "Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту".
Таким образом, участниками закупки в составе заявки предлагается предложение о сумме, определяемой как разница соответствующими расходами заказчика и экономией в денежном выражении, а не цена контракта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены антидемпинговые меры.
На основании изложенного, действия Заказчика, неправомерно установившего в Конкурсной документации антидемпинговые меры, нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту" - значимость критерия 60%. Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%. Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерия N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценивается наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов в области модернизации освещения и/или опыт поставки осветительного оборудования для целей оказания услуг и/или выполнения работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
При этом для подтверждения опыта поставки осветительного оборудования для целей оказания услуг предметом контракта (договора) поставки должна являться поставка осветительного оборудования. Кроме того, "контракт (договор) должен одновременно соответствовать всем следующим условиям:
- контракт (договор) не расторгнут на дату размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещения о проведении настоящего конкурса.
- предметом контракта (договора) является оказание услуг (выполнение работ), выполняемых в рамках энергосберегающих мероприятий".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 Конкурсной комиссией будут оцениваться исключительно энергосервисные контракты.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку по указанному показателю не подлежат оценке контракты, в том числе связанные с поставкой оборудования уличного освещения, применяемого не в рамках оказания энергосберегающих услуг.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1, не соответствуют части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены в Конкурсной документации технические требования к поставляемому товару, а также ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Согласно пункту 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а)наименование страны происхождения товара;
б)конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что согласно таблице "Система уличного освещения городского поселения Ростов Ярославской области" Конкурсной документации в графе итого указано - 1 642 штук уличных светильников, требующих замены, вместе с тем, по подсчетам Заявителя Заказчик на своем объекте имеет 1 630 штук уличных светильников.
Кроме того, согласно техническому заданию Конкурсной документации установлено, в том числе, требование о цветовой температуре - 2900 +/- 300 к товарам "Светильник светодиодный".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что указанные требования Конкурсной документации к светильникам установлены, исходя из потребности Заказчика, и не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, согласно таблице "Система уличного освещения городского поселения Ростов Ярославской области" Конкурсной документации в графе итого указано - 1 630 штук уличных светильников, требующих замены, а также согласно техническому заданию Конкурсной документации установлено, в том числе требование к Цвету излучения светодиодных светильников - 3000 +/- 175 К к товарам "Светильник светодиодный".
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
4. Решением Ярославского УФАС России от 20.10.2020 по делу N 076/06/54.3-959/2020 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 20.10.2020 по делу N 076/06/54.3-959/2020 (далее - Предписание) о необходимости устранения выявленных нарушений. Срок исполнения предписания - 16.11.2020.
В связи с вышеизложенным, Заказчику при исполнении Предписания необходимо устранить нарушения, указанные в настоящем решении.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной в части ненадлежащего установлении в Конкурсной документации порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1, а также установлении антидемпинговых мер.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 37, пунктов 1, 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 20.10.2020 N 076/06/54.3-959/2020, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать. При этом Заказчику при исполнении вышеуказанного предписания необходимо учесть решение от 03.11.2020 по делу N 20/44/105/1907.
4. Передать материалы, по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 - 2 мотивировочной части настоящего решения соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанных в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 20.10.2020 N 076/06/54.3-959/2020 соответствующему должностному лицу Ярославского УФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 ноября 2020 г. по делу № 20/44/105/1907
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании решения от 03.11.2020 по делу N 20/44/105/1907, принятого Комиссией по итогам рассмотрения посредством системы видеоконференц-связи жалобы ООО "Б" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования Асекеевский сельсовет Асекеевского района Оренбургской области (далее - Заказчик), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Администрации муниципального образования Асекеевский сельсовет Асекеевского района Оренбургской области (далее - Конкурсная комиссия), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на цели наружного (уличного) освещения объектов муниципального образования Асекеевский сельсовет Асекеевского района Оренбургской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
(далее - ЕИС) 0153300021520000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
предписывает:
 
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии).
2. Оператору электронной площадки:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Конкурсе (при наличии);
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Конкурсе, и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 03.11.2020 по делу N 20/44/105/1907 и разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, дату подачи окончательных предложений, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей документации о Конкурсе до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней до даты проведения Конкурсе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время подачи окончательных предложений и разместить указанную информацию на электронной площадке;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, дате подачи окончательных предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
5. Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 03.11.2020 по делу N 20/44/105/1907.
6. Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 17.11.2020 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте predpisanie44@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.