РЕШЕНИЕ от 9 декабря 2020 г. по делу № 20/44/105/2076 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Арбитражного суда Московской области (далее - Аукционная комиссия), АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания Арбитражного суда Московской области и прилегающей территории (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100075820000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлено в документации об Аукционе требование к участнику закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" по виду деятельности: "Деятельность по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Лицензия ФСТЭК);
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.12.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.12.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.11.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 649 999,93 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукциона - 03.12.2020;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 6 заявок от участников закупки;
8) дата проведения Аукционе - 07.12.2020;
9) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 5 участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии Лицензии ФСТЭК.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлены обязательные требования, предъявляемые к участнику Аукциона, в том числе, о наличии Лицензии ФСТЭК.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии и предоставлении Лицензии ФСТЭК обусловлено необходимостью оказания услуг в части обслуживания системы контроля и управления доступом в соответствии с пунктом 3.1 технического задания документации об Аукционе, в том числе: администрирование системы обработки информации; организация бюро пропусков (принятие заявок, оформление, изготовление и выдача пропусков); обеспечение в оперативном режиме регистрации сотрудников суда и посетителей в системе со сканированием документов, удостоверяющих личность и другие.
Положениями Закона о лицензировании установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. При этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные услуги не подлежат лицензированию.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обратном.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлены обязательные требования, предъявляемые к участнику Аукциона, в том числе, о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Лицензия МЧС).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии и предоставлении Лицензии МЧС обусловлено необходимостью оказания услуг в части обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требование к участникам закупки о наличии Лицензии МЧС, Лицензии ФСТЭК, поскольку объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию различных инженерных систем. В этой связи отдельные лицензируемые виды работ по контракту могут выполняться субподрядчиком, обладающим соответствующей лицензией.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о наличии Лицензии МЧС, Лицензии ФСТЭК, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на оказание услуг, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно установлено неправомерное требование к трудовым ресурсам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 технического задания документации об Аукционе установлено, что исполнитель должен обеспечить на объекте круглосуточное дежурство (дежурная смена) следующих специалистов инженерно-технического состава:
- Дежурный электрик - техник систем безопасности;
- Дежурный сантехник;
- Дежурный лифтер.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования документации об Аукционе установлены исходя из потребности Заказчика к порядку оказания услуги и не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии ФСТЭК.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 9 декабря 2020 г. по делу N 20/44/105/2076
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения от 09.12.2020 по делу N 20/44/105/2076, принятого Комиссией по итогам рассмотрения посредством системы видео-конференц-связи жалобы ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Арбитражного суда Московской области (далее - Аукционная комиссия), АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания Арбитражного суда Московской области и прилегающей территории (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100075820000036) (далее - Аукцион) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
предписывает:
 
1. Аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования о предоставлении Лицензии МЧС и Лицензии ФСТЭК с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и решения от 09.12.2020 по делу N 20/44/105/2076.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 09.12.2020 по делу N 20/44/105/2076.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 23.12.2020 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте predpisanie44@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.