РЕШЕНИЕ от 6 апреля 2020 г. по делу № 20/44/99/85 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение
ООО "Д" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Арбитражного суда Московской области
(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С"
(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и временному архивному хранению судебных дел Арбитражного суда Московской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100075820000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о наличии у участника закупки лицензий:
- Федеральной службы безопасности Российской Федерации по виду деятельности "На осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств" (далее - Лицензия ФСБ);
- Федеральной службы технического и экспортного контроля России по виду деятельности "Деятельность по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Лицензия ФСТЭК).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено - 23.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 423 000 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК -43801059090090019244
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.04.2020;
6) дата проведения Аукциона - 09.04.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о наличии у участника закупки Лицензии ФСБ, Лицензии ФСТЭК.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование о наличии у участника закупки "лицензии ФСБ РФ по виду деятельности "На осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в том числе, при осуществлении услуг, связанных с шифрованием информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств исполнитель должен иметь лицензию ФСБ РФ по виду деятельности "На осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств" всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление Правительства N 313).
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, в целях исполнения требований действующего законодательства в области защиты персональных данных, в документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о наличии лицензии ФСБ обусловлено необходимостью обеспечить Заказчику возможность получения данных и информации (в том числе, содержащую персональные данные), которая может быть реализована в том числе посредством установки (инсталляции), настройки и обслуживания шифровальных (криптографических) средств на рабочие станции Заказчика, что в силу Постановления Правительства N 313 является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, устанавливающие требования о наличии у участника закупки Лицензии ФСБ, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о наличии у участника закупки Лицензии ФСТЭК.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе объектом закупки является комплексное оказание услуг, состоящее из архивного хранения судебных дел, архивной обработке судебных дел, а также последующим сопровождением запросов Заказчика на истребование судебных дел из архивохранилища посредством каналов связи, Интернет-соединений и web-сервисов. Кроме того, согласно пункту 4.1.16 проекта государственного контракта документации об Аукционе передача сканированных копий документов, находящихся в архиве, по запросу Заказчика должна осуществляться либо по зашифрованным каналам связи, либо в зашифрованном виде. В рамках предоставления данной услуги необходимо полностью организовать и обеспечить защищенность процесса передачи данных.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, устанавливающие требования о наличии у участника закупки Лицензии ФСТЭК, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Согласно пункту 27 информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% начальной (максимальной) цены контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 12.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Государственного контракта не менее чем на один месяц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок действия банковской гарантии, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать довод ООО "Д" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 30 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.