Решение по делу № ВП – 127/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП – 127/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

30.10.2015Санкт-Петербург

 

 

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Спецстрой» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (далее - Специализированная организация), при проведении конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству Новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, г. Санкт-Петербург, Звенигородская ул., дом 7, литера А на объекте: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Академический Малый драматический театр - театр Европы», г. Санкт-Петербург. Строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра - театра Европы по адресу: г. Санкт-Петербург, Звенигородская улица, д.7, литер А (номер извещения 0345100000915000023) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Специализированной организации при проведении Заказчиком, Специализированной организацией Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Специализированной организации, не установивших в Конкурсной документации конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 20.10.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 2 501 882 640 рублей;

3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 03.11.2015.

 

1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с пунктом 4.2.6 Проекта контракта Конкурсной документации Подрядчик обязуется: «Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме Работ, совокупная стоимость которых не может быть менее 15 % от Цены Контракта».

Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Конкурсной документации, установлено следующее:

«Подрядчик обязан иметь: Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданном саморегулируемой организацией на осуществление видов работ указанных в техническом задании в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г.№ 624: 16. Устройство наружных сетей водопровода. 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных. 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей. 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов. 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода. 17. Устройство наружных сетей канализации. 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных. 17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей. 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев. 17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации. 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения. 18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия. 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше. 18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения. 18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения. 18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения. 19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных. 19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно. 19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно. 19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения. 19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов. 19.10. Очистка полости и испытание газопроводов. 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи. 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно. 20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. Подрядчик вправе привлекать к исполнению государственного контракта субподрядные организации, имеющие соответствующие лицензии и допуски».

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» вид работ, соответствующий объекту закупки: «33.3. Жилищно-гражданское строительство», относится к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.

В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Цена контракта – значимость критерия: 60% (далее – Критерий №1).

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – значимость критерия: 40% (далее – Критерий №2).

В рамках Критерия №2 установлен, в том числе, показатель «Деловая репутация» (далее – Показатель №1).

В Конкурсной документации по Показателю №1 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: «Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». При оценке показателя участника конкурса учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в приложении к сертификату соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

Индекс деловой репутации Количество баллов

От 0,9 и выше 100

От 0,8 менее 0,9 20

От 0,5 менее 0,8 10

Ниже 0,5 (либо отсутствие сертификата) 0

В рамках Критерия №2 установлен, в том числе, показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (далее – Показатель №2).

В Конкурсной документации по Показателю № 2 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: «Оценка проводится на основании подтвержденных сведений (копиями контрактов (договоров), и документов, подтверждающих факт выполнения работ (актов приемки и ввода законченного строительства объекта по форме КС-11 и/или КС-14, и/или актов выполнения работ по форме КС-2 и/или КС-3, и/или актов приемки объектов в эксплуатацию) и оценивается в соответствии со шкалой:

Количество контрактов (договоров) Количество баллов

Более 5 100

3-5 20

1-2 10

0 0

Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию №2 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.

Действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В пункте 10.1.1 Конкурсной документации, в том числе, установлено следующее требование к банковской гарантии: «Гарантия должна предусматривать подсудность споров и разногласий между Бенефициаром и Гарантом Арбитражному суду г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено излишнее требование к банковской гарантии, что нарушает часть 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

4. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: «Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации – дата размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса.

Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации – за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Письменный запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации направляется в адрес Заказчика: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 59.

В течение двух рабочих дней, с даты поступления указанного запроса, Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.

Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Указанные в пунктах 1-4 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 № 502/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Спецстрой» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, части 2 статьи 45, пунктов 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе, предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям от 23.10.2015 по делу № К-1392/15 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы на по настоящему делу не передавать.