Решение по делу К–1392/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1392/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

23.10.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Комплект сервис» (далее – Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, г. Санкт-Петербург, Звенигородская ул., дом 7, литера А на объекте: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Академический Малый драматический театр - театр Европы», г. Санкт-Петербург. Строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра - театра Европы по адресу: г. Санкт-Петербург, Звенигородская улица, д.7, литера А (номер извещения 0345100000915000018) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один предмет закупки объединены работы и поставка пищеблока технологически не связанные между собой.

2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 21.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 2 501 882 640 рублей;

4) на участие в Конкурсе не подано ни одной заявки от участников закупки;

5) в соответствии с частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя в предмет контракта Заказчиком, Уполномоченным учреждением включены работы и поставка оборудования технологически и функционально не связанные между собой, а именно: выполнение строительно-монтажных работ, а также поставка технологического оборудования пищеблока.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На заседание Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что в состав объекта закупки включено оборудование исключительно технологически и функционально связанное со строительными работами.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих довод жалобы Заявителя.

Таким образом, довод Заявителя о том, что в объект закупки неправомерно включены работы и поставка оборудования пищеблока, не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Конкурсной документации, установлено следующее:

«Подрядчик обязан иметь: Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданном саморегулируемой организацией на осуществление видов работ указанных в техническом задании в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г.№ 624: 16. Устройство наружных сетей водопровода. 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных. 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей. 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов. 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода. 17. Устройство наружных сетей канализации. 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных. 17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей. 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев. 17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации. 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения. 18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия. 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше. 18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения. 18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения. 18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения. 19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных. 19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно. 19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно. 19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения. 19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов. 19.10. Очистка полости и испытание газопроводов. 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи. 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно. 20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. Подрядчик вправе привлекать к исполнению государственного контракта субподрядные организации, имеющие соответствующие лицензии и допуски».

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» вид работ, соответствующий объекту закупки: «33.3. Жилищно-гражданское строительство», относится к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с пунктом 4.2.6 Проекта контракта Конкурсной документации Подрядчик обязуется: «Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме Работ, совокупная стоимость которых не может быть менее 15 % от Цены Контракта».

Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.

В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Цена контракта – значимость критерия: 60% (далее – Критерий №1).

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – значимость критерия: 40% (далее – Критерий №2).

В рамках Критерия №2 установлен, в том числе, показатель «Деловая репутация» (далее – Показатель №1).

В Конкурсной документации по Показателю №1 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: «Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». При оценке показателя участника конкурса учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в приложении к сертификату соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

Индекс деловой репутации Количество баллов

От 0,9 и выше 100

От 0,8 менее 0,9 20

От 0,5 менее 0,8 10

Ниже 0,5 (либо отсутствие сертификата) 0

В рамках Критерия №2 установлен, в том числе, показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (далее – Показатель №2).

В Конкурсной документации по Показателю № 2 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: «Оценка проводится на основании подтвержденных сведений (копиями контрактов (договоров), и документов, подтверждающих факт выполнения работ (актов приемки и ввода законченного строительства объекта по форме КС-11 и/или КС-14, и/или актов выполнения работ по форме КС-2 и/или КС-3, и/или актов приемки объектов в эксплуатацию) и оценивается в соответствии со шкалой:

Количество контрактов (договоров) Количество баллов

Более 5 100

3-5 20

1-2 10

0 0

Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию №2 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.

Действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В пункте 10.1.1 Конкурсной документации, в том числе, установлено следующее требование к банковской гарантии: «Гарантия должна предусматривать подсудность споров и разногласий между Бенефициаром и Гарантом Арбитражному суду г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено излишнее требование к банковской гарантии, что нарушает часть 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

6. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: «Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации – дата размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса.

Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации – за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Письменный запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации направляется в адрес Заказчика: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 59.

В течение двух рабочих дней, с даты поступления указанного запроса, Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.

Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Указанные в пунктах 2-6 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Комплект сервис» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, части 2 статьи 45, пунктов 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 23.10.2015 по делу № К-1392/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.