РЕШЕНИЕ от 12 декабря 2017 г. по делу № К-1710/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок
порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2017 г. по делу № К-1710/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "С" (далее - Уполномоченный орган), "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ строительство объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "С" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0342100017717000005) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Выполнение работ, которые являются объектом Запроса предложений, неправомерно осуществляется до заключения договора, что указывает на наличие сговора между Заказчиком, Уполномоченным органом и определенным участником закупки.
2. В документации о Запросе предложений установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" (далее - Показатель N 1) нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 2).
3. В документации о Запросе предложений установлены излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок.
4. В документации о Запросе предложений установлена ненадлежащая инструкция, положения которой не позволяют сопоставить ГОСТ, требование о соответствии которому установлено документацией о Запросе предложений и соответствующий описываемый товар.
5. В документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 01.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 207 898 644,46 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 07.12.2017;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "Я" с предложением о цене контракта 207 898 644,46 рубля.
1. Комиссия осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя в отношении сговора между Заказчиком, Уполномоченным органом и определенным участником закупки, а также указание Заявителем на признаки нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Комиссия не рассматривает, в связи с чем материалы настоящего дела передаются в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о проверке довода Заявителя в отношении признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации о Запросе предложений установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по Показателю N 1 Критерия N 2.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, Постановление N 1085).
Согласно пункту 2 Правил, правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений использованы критерии оценки заявок регламентированные Постановлением N 1085.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок участников Запроса предложений:
1. Цена контракта - значимость критерия 90%;
2. Критерий N 2 - значимость критерия 10%;
В соответствии с документацией о Запросе предложений оценка заявок по критерию N 2 осуществляется с учетом Показателя N 1.
В целях оценки по Показателю N 1 документацией о Запросе предложений установлен следующий порядок оценки: "Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1 + Ci2 + ... + Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в запросе предложений по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi - значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk - значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя - Количество баллов - Требуемое количество <*> - Максимально возможное количество баллов Значимость показателя, %
--------------------------------
<*> Количество строительных механизмов, предусмотренных проектом на строительство общежития.

Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличия строительных механизмов
Экскаватор
- 10 баллов
- 1
- 10
- 10
Автокран
- 15 баллов
- 2
- 30

Автобетононасос
- 10 баллов
- 1
- 10
Башенный кран
- 30 баллов
- 1
- 30
Бульдозер
- 10 баллов
- 1
- 10
Каток самоходный
- 10 баллов
- 1
- 10
3. Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов:
3.1. По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами": для целей начисления баллов:
- Экскаватор должен соответствовать требованиям: Объем ковша - не менее 0,5 м3.
- Автокран должен соответствовать требованиям: Lстрем - не менее 40 м
- Автобетононасос должен соответствовать требованиям: Hmax - не менее 28 м;
- Башенный кран должен соответствовать требованиям: Lстрем - не менее 40 м, H крюка - не менее 54 м;
- Бульдозер должен соответствовать требованиям: Мощность - не менее 95 л.с., ширина отвала - не менее 2,52 м;
- Каток самоходный должен соответствовать требованиям: вес - не менее 4,6 т.
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие материально-технических ресурсов" с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по форме приложений N 5 - 5.6 к Информационной карте, - копии документов, подтверждающих наличие материально-технического ресурса (копию ПТС и/или копию техпаспорта и/или договор аренды).
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материально-технологического ресурса, не предоставления приложений к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса, несоответствия информации, содержащейся в приложении к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы "Наличие материально-технических ресурсов" начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих, что порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2, не соответствует Правилам, требованиям Постановления N 1085.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации о Запросе предложений установлены излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Техническим заданием документации о Запросе предложений установлены следующие требования к товарам, такие как:
"Швеллеры N 40": момент инерции Iy, см 4, 760,0/642,0, момент инерции Ix, см 4, 15260/15220".
"Затирка для плиточных швов: прочность на сжатие 3,0 Мпа".
"Краска водоэмульсионная: укрывистость высушенной пленки - 120 г/м".
"Блок оконный: коэффициент пропускания света не менее 0,40".
"Плитки керамические плинтусные прямые. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 15" и другие.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Запросе предложений помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытания таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о Запросе предложений излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Запросе предложений подано 3 заявки, при этом по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации о Запросе предложений установлена ненадлежащая инструкция, положения которой не позволяют сопоставить ГОСТ, требование о соответствии которому установлено документацией о Запросе предложений и соответствующий описываемый товар.
Как следует из возражений представителей Уполномоченного органа, требования к показателям товаров, установленные техническим заданием документации о Запросе предложений не содержат указания на соответствие товаров конкретным ГОСТам, в связи с чем, заявка на участие в Запросе предложений формируется исключительно с учетом требований технического задания документации о Запросе предложений, сформированными в соответствии с нормативными документами.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в документации о Запросе предложений установлена ненадлежащая инструкция, положения которой не позволяют сопоставить ГОСТ, требование о соответствии которому установлено документацией о Запросе предложений и соответствующий описываемый товар, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что обеспечение заявок не требуется, что указано в извещении о проведении Запроса предложений.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
6. Кроме того, решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 14 статьи 21, части 7 статьи 30, частей 7, 8 статьи 34, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
- размещении в ЕИС извещения об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график;
- установлении в документации о Запросе предложений ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в запросе предложений в части отсутствия показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки;
- установлении в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений излишних требований к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок;
- отсутствии в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений единиц измерения по ряду показателей товаров;
- установлении в проекте контракта Документации о Запросе предложений ненадлежащим образом порядка определения размера штрафа, соответствующего требованиям Правительства Российской Федерации, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства,
- наличия разночтения в документации о запросе предложений в части размера обеспечения исполнения обязательств по контракту;
- установлении в проекте контракта Документации о Запросе предложений ненадлежащим образом срока оплаты субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ, оказанных услуг.
При этом, комиссией ФАС России Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной в части установления излишних требований к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 14 статьи 21, части 7 статьи 30, частей 7, 8 статьи 34, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 08.12.2017 N К-1684/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
5. Передать материалы от 12.12.2017 по делу N К-1710/17 в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о проверке доводов о признаках нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.