РЕШЕНИЕ от 3 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18596/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей
ФКУ "Н" ФНС России: С.А.В. (доверенность от 15.01.2020 N 03-01/20-74), Б. (доверенность от 15.01.2020 N 03-01/20/73),
ООО "М": Т. (доверенность от 22.10.2020 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Н" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Хозяйственный корпус, двухэтажный с подвалом II этап); "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Хозяйственный корпус, двухэтажный с подвалом III этап); "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Проходная будка гаража ХОЗО); "Нежилое здание Филиала ФКУ"Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Покрасочная камера); "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Гараж на 4 машино-места, пункт-профилакторий для автомобилей) (Закупка N 0337100017720000109) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 
установила:
 
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России 29.10.2020 N ПО/60409/20.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.10.2020 N ППУ1.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.10.2020 N 0337100017720000109-2 участник с идентификационным номером заявки 162 - ООО "М" признан победителем аукциона.
На основании ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, 14.10.2020 Заказчиком посредством функционала электронной торговой площадки направлен победителю аукциона для подписания проект государственного контракта.
На основании ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Вместе с тем победителем аукциона в срок, установленный ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, а именно: до 23.10.2020 включительно, не подписан со своей стороны проект контракта, а также не представлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком на электронной площадке 14.10.2020 был направлен в адрес ООО "М" проект контракта для подписания.
19.10.2020 ООО "М" направило на электронной площадке протокол разногласий по контракту.
20.10.2020 Заказчик отклонил протокол разногласий. При этом регламентированный срок подписания контракта Участником - 23.10.2020.
21.10.2020 ООО "М" направило в адрес Московского УФАС России жалобу (N 202000132489012053) на неправомерные положения проекта контракта.
21.10.2020 Московским УФАС России приостановлена процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по жалобе N 202000132489012053.
26.10.2020 в результате рассмотрения Комиссией Управления жалобы ООО "М" на действия ФКУ "Н" ФНС России при проведении аукциона N 202000132489012053 жалоба признана необоснованной.
26.10.2020 Московским УФАС России отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по жалобе N 202000132489012053.
Таким образом, период приостановки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта составил 3 рабочих дня. Подписать контракт 26.10.2020 на торговой площадке Участнику уже не представилось возможным по причине перевода статуса контракта в "Формирование протокола об отказе от заключения контракта".
Комиссия Управления отмечает, что глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629).
В связи с этим положения главы 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.
К одному из таких положений относится часть 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив Заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. Из содержания приведенной нормы вытекает, что в случае, когда контрольный орган в сфере закупок приостанавливает определение поставщика в части заключения контракта, продлению подлежит именно срок заключения контракта.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Основываясь на данных положениях гражданского законодательства, а также учитывая, что в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе заключение контракта опосредуется взаимными действиями заказчика и победителя закупки (обмен подписанными экземплярами договора), продлению на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе подлежит, в том числе срок, установленный частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе для подписания контракта победителем закупки и для его направления Заказчику.
Противоположное толкование положений Закона о контрактной системе, не может быть признано правильным, поскольку вместо обеспечения восстановления прав победителя закупки оно создает формальные основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта, в то время как в действительности имело место не уклонение, а реализация участником закупки своего законного права на защиту в административном порядке.
С учетом оспаривания обществом ООО "М" действий государственного Заказчика, касающихся условий контракта, а также сроков рассмотрения его жалобы (с 22.10.2020 по 26.10.2020), срок представления Заказчику подписанного контракта, первоначально истекающего 23.10.2020, продлевался на указанный период и в действительности истекал 29.10.2020. Следовательно, фактически воспользовавшись правом на защиту своих интересов как лица, к которым заключается контракт общество ООО "М" не нарушило установленные сроки, а у Заказчика отсутствовали основания для принятия решения об уклонении общества от заключения контракта.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 ст. 83.2 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании вышеизложенного Комиссии Управления приходит к выводу, что в данном случае Заказчику надлежало применить положения ч.7 ст. 106 Закона о контрактной системе в отношении победителя процедуры с учетом вышеописанных обстоятельств дела, чего Заказчиком сделано не было.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "М" на действия ФКУ "Н" ФНС России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18596/2020
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.СА.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
на основании решения Комиссии от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18596/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Н" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Хозяйственный корпус, двухэтажный с подвалом II этап); "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Хозяйственный корпус, двухэтажный с подвалом III этап); "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Проходная будка гаража ХОЗО); "Нежилое здание Филиала ФКУ"Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Покрасочная камера); "Нежилое здание Филиала ФКУ "Н" ФНС России в Мурманской области, расположенного по адресу: <...>" (Гараж на 4 машино-места, пункт-профилакторий для автомобилей) (Закупка N 0337100017720000109) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 
предписывает:
 
1. Заказчику отменить протокол признания победителя уклонившимся, повторно направить контракт победителю в соответствии с мотивировочной частью решения от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18596/2020, а также положениями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее заключение государственного контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18596/2020.
3. Заказчику в срок до 15.12.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.