РЕШЕНИЕ от 15 декабря 2020 г. № КГОЗ-401/20 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "У" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии в/ч 3694 (далее - Единая комиссия) при проведении в/ч 3694 (далее - Заказчик),
АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку зданий сборных из металла в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0337100015220000034) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Единая комиссия необоснованно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 23.11.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 822 666,66 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.12.2020;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 03.12.2019;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников закупки;
8) по результатам проведения Аукциона победителем признан ООО "И" с предложением о цене контракта - 11 027 493,41 руб.
1. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 04.12.2020 N 0337100015220000034-3 (далее - Протокол) Единой комиссией на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной принято решение о признании заявки Заявителя на участие в Аукционе (порядковый номер 108) не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе не представлена "лицензии МЧС (пожарная лицензия)".
По аналогичным основаниям Единая комиссия признала заявки участников Аукциона (порядковые номера 83 и 214) (далее - Участники) не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 20 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Сведения об аукционе" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом в документации об Аукционе не указано какие именно документы необходимо предоставить участникам закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе для подтверждения соответствия таких участников требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Единой комиссии отсутствовали основания для признания заявок Заявителя и Участников не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Единой комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исполнителю по государственному контракту необходимо выполнить монтажные работы, связанные с установкой пожарной системы, в связи с чем Заказчиком в пункте 28 "Ограничение участия в электронном аукционе" раздела I "Сведения об аукционе" документации об Аукционе установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии, выданной МЧС России, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Лицензия МЧС России). Кроме того, согласно Протоколу участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе (порядковые номера 157, 28, 26) приложена Лицензия.
Учитывая изложенное, по мнению Заказчика, указанное требование означает, что участники закупки обязаны представить в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе копию Лицензии МЧС России.
В пункте 28 "Ограничение участия в электронном аукционе" раздела I "Сведения об аукционе" документации об Аукционе указано: "Наличие в реестре недобросовестных поставщиков, наличие лицензии МЧС (пожарная лицензия)".
Вместе с тем из указанного пункта не следует, что участники Аукциона обязаны представить в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе копию Лицензии МЧС России.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 21.02.2018 N 24-02-03/11100 в случае, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки. В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является поставка зданий сборных из металла (далее - Товар).
Следовательно, работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, предусмотренных государственным контрактом документации об Аукционе.
Кроме того, при исполнении государственного контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о наличии у участников Аукциона Лицензии МЧС, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В пункте 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлено, что условия допуска, установленные Приказом N 126н, применяются для товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
Согласно приложению N 1 к Приказу N 126н код ОКПД2 25.11.10.000 Товара, указанный в извещении о проведении Аукциона, входит в общий код ОКПД2 25, содержащийся в указанном приложении.
Таким образом, Заказчик обязан применить предусмотренные
Приказом N 126н условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в нарушение требований Приказа N 126н не применены указанные условия.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования Приказа N 126н.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системен указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).

Частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных
Законом о контрактной системе, могут быть установлены, в том числе
Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
При этом в документации об Аукционе отсутствует требование о том, что участником Аукциона может являться только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик, не установив требование к участникам Аукциона о том, что участником закупки может являться только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "У" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, требований Приказа N 126н.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.