РЕШЕНИЕ от 26 января 2021 г. по делу № 21/44/105/65 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "О" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" (далее - Заказчик), Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией МКУ "У" (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по "Проекту развития централизованной системы водоотведения города Богородска и Богородского муниципального района Нижегородской области. 1 этап - Реконструкция очистных сооружений г. Богородска производительностью 15 000 м3/сут." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0332300220720000203) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены график выполнения работ;
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта;
3. В Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке решения (копии решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок;
4. В проекте контракта Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении Заказчику подрядчиком финансового отчета о понесенных расходах, связанных с исполнением контракта;
5. В проекте контракта Конкурсной документации не установлено условие неприменения требования к подрядчику о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО) в случае заключения контракта с поставщиком из числа СМП или СОНО;
6. Заказчиком неправомерно установлено условие о возможном предоставлении аванса подрядчику при исполнении контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 22.01.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.01.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.12.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 258 557 940 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) источник финансирования - бюджет Богородского муниципального района Нижегородской области, КБК - 4870602115G65013A414;
5) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурс - 01.02.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен график выполнения работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Так, пунктом 2.9 Приказа Минстроя Российской Федерации от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлены сведения, необходимые к включению в график выполнения строительно-монтажных работ, а именно:
- подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
При этом согласно проектной документации по объекту закупки подрядчику необходимо осуществить, в том числе, передачу Заказчиком подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта, подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что график выполнения строительно-монтажных работ проекта контракта Конкурсной документации не содержит сведений о периоде осуществления мероприятий, подлежащих указанию в указанном графике в соответствии с пунктом 2.9 Методики.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 7.1 проекта контракта Конкурсной документации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
При этом согласно пункту 11 Конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта 62 927 897,00, то есть 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что размер обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке решения (копии решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией довод не рассматривается.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении Заказчику подрядчиком финансового отчета о понесенных расходах, связанных с исполнением контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта Конкурсной документации установлено следующее:
"7.3 Окончательный расчет будет производиться Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания актов выполненных работ на основании предоставленных подрядчиком финансовых документов, оформленных в порядке, установленном для унифицированных форм документов по учету финансирования работ, а именно:
- акты о приемке выполненных работ (КС-2);
- справки о стоимости выполненных работ (КС-3);
- копии счетов-фактур и накладных, подтверждающих фактическую стоимость материалов и оборудования, в соответствии с правилами казначейского сопровождения контракта;
- акт приемки законченного строительством объекта (КС-11);
- подтверждающие документы от организаций, эксплуатирующей объект размещения отходов;
- исполнительная документация".
При этом в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2106 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не предусмотрено требование о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) накладных, подтверждающих фактическую стоимость материалов и оборудования при исполнении контрактов.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность установления требования о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлено условие неприменения требования о привлечении субподрядчиков из числа СМП, СОНО в случае заключения контракта с поставщиком из числа СМП или СОНО.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 8.4.19 проекта контракта Конкурсной документации подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, в объеме 15% от цены контракта.
Вместе с тем Законом о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика включать требование о том, что в случае, если контракт заключается с участником закупки, являющимся СМП или СОНО условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО не применяется.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок предоставления аванса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 7.3 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что Заказчик при необходимости и с согласия подрядчика выплачивает авансовый платеж в размере 30% от цены контракта.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в Конкурсной документации порядок предоставления Заказчиком аванса нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Решением Комиссии ФАС России от 22.01.2021 по делу N 21/44/105/55 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 1, пункта 1 части 13, частей 23, 24 статьи 34, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе выразившиеся в:
- установлении ненадлежащего требования о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий первичных бухгалтерских документов;
- установлении ненадлежащим образом порядка предоставления Заказчиком аванса;
- не установлении положений о предоставлении информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, а также ответственности подрядчика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- установлении ненадлежащим образом графика строительно-монтажных работ.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание от 22.01.2021 по делу N 21/44/105/55, согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу при заключении контракта устранить выявленные нарушения. Срок исполнения предписания до 05.02.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "О" обоснованной в части пунктов 1, 4, 6 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1, пункта 1 части 13, частей 23, 24 статьи 34, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 22.01.2021 по делу N 21/44/105/55, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 22.01.2021 по делу N 21/44/105/55 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.