РЕШЕНИЕ от 30 апреля 2019 г. № 19/44/105/1089 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

выбор способа закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу РОО ОО "С" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по реконструкции ремонтонепригодных мостов (строительство и реконструкция мостов и путепроводов); реконструкция мостового перехода через реку Ардон на км 33+500 автомобильной дороги Владикавказ - Алагир, Республика Северная Осетия - Алания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0321100019419000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона вместо проведения конкурса с ограниченным участием, поскольку в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить строительно-монтажные работы на ремонтонепригодном мосту, путепроводе и автомобильной дороге, являющихся искусственными дорожными сооружениями.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 24.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
З) начальная (максимальная) цена контракта - 1 821 728 800 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1080409242V620100414;
5) дата окончания подачи заявки на участие в Аукционе - 13.05.2019.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона вместо проведения конкурса с ограниченным участием, поскольку в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить строительно-монтажные работы на ремонтонепригодном мосту, путепроводе и автомобильной дороге, являющихся искусственными дорожными сооружениями.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары, работы, услуги по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Указанный Перечень содержит группы работ, включенные в код ОКПД 2 N 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с документацией об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить работы по реконструкции мостового перехода через реку Ардон, строительно-монтажные работы на путепроводе и автомобильной дороге (подходы к объектам).
При этом, частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе перечни.
Пунктом 2(1) приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а также требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанному требованию.
Пункт 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 содержит требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей, а также требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанному требованию.
Пунктом 17.4 документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(1) приложения N 1 к Постановлению N 99: "наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка", в связи с чем к участникам закупки не установлены дополнительные требования, содержащиеся в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Согласно пункту 10.49 проекта государственного контракта документации об Аукционе подрядчик принимает на себя обязательства "Привлечь к выполнению работ по настоящему Контракту субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме 20 (двадцать) процентов от цены настоящего Контракта. За несоблюдение данного условия Подрядчик несет ответственность в соответствии с разделом 14 настоящего Контракта".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10.53 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе срок оплаты поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапы исполнения договора не соответствуют части 7 статьи 30 Закона о контрактный системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1.3 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Приложением N 3 к документации об Аукционе к товару "Смесь песчано-гравийная природная" установлено требование "Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм - не более 70 мм".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) "Сочетание символов "и/или" разделяющих два значения показателя означает, что участник может предложить как оба значения, так и одно из них и участник при составлении первой части заявки должен: указать оба значения (соединенные союзом "и") или указать одно из значений".
Приложением N 3 к документации об Аукционе "Гвозди строительные" установлено требование: "Диаметр стержня (d), мм.: 0.8 и/или 1.0 и/или 1.2 и/или 1.4 и/или 1.6 и/или 1.8 и/или 2.0 и/или 2.5 и/или 3.0. Наименьший диаметр головки (D), мм.: 3.5 и/или 4.0 и/или 5.0 и/или 6.0 и/или 1.6 и/или 2.0 и/или 2.4 и/или 2.8 и/или 3.2. Головка должна быть коническая, плоская. Длина гвоздя (l), мм.: 8 и/или 12 и/или 16 и/или 20 и/или 25 и/или 32 и/или 40 и/или 50 и/или 60 и/или 70 и/или 80. Наименьшая высота головки (h), мм.: 0.72 и/или 1.2 и/или 1.5 и/или 0.84 и/или 0.96 и/или 1.08 и/или 1.8 и/или 0.48 и/или 0.6".
При этом, в соответствии с Инструкцией "В случае если согласно настоящей инструкции по заполнению заявок Заказчику требуются товары в нескольких вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности (за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые значения показателей)".
С учетом вышеуказанных положений Инструкции не представляется возможным определить, необходимо ли указывать конкретные соответствующие характеристики для каждого диаметра стрежня при выборе участником значений диаметра, например, 0,8 мм и 1.0 мм или достаточно указать конкретные характеристики товара только со значением диаметра стрежня 1.0 мм.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на чертежах 2, 3, 4 и в таблице 2.
Согласно таблице 2 указанного ГОСТ гвозди с конической головкой изготавливаются с условным диаметром стержня (d) следующих значений: 1,8 мм, 2.0 мм, 2.5 мм, 3.0 мм, 3.5 мм, 4.0 мм, 5.0 мм, 6.0 мм, 8.0 мм.
Вместе с тем, положения Инструкции позволяют указать в заявке на участие в Аукционе характеристику гвоздя строительного с конической головкой диаметра стержня (d) 0.8 мм, 1.0 мм, 1.2 мм, 1.4 мм или 1.6 мм.
Также пунктом 1 указанного ГОСТ установлено, что конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на чертеже 1 и в таблице 1, согласно которой гвозди строительные с плоской головкой изготавливаются с диаметром стержня 0,8 мм, 1.0 мм, 1,2 мм, 1.4 мм, 1.6 мм.
Вместе с тем, положения Инструкции позволяют указать в заявке на участие в Аукционе характеристику гвоздя строительного с плоской головкой диаметра стержня (d) 1.8 мм, 2.0 мм, 2.5 мм или 3.0 мм.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую Инструкцию не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу РОО ОО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 30, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.04.2019 по делу N 19/44/105/1089 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.