РЕШЕНИЕ от 25 декабря 2017 г. по делу N К-1782/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2017 г. по делу N К-1782/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган), "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция Отказненского водохранилища, Советский район, Ставропольский край" (номер извещения 0321100003217000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе не установлена группа работ, в отношении которых требуется подтверждение опыта выполнения работ участником закупки.
2. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в отношении отсутствия единиц измерения товаров, правил заполнения, а также установлено неправомерное требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров.
3. В документации об Аукционе не установлены график выполнения работ, график оплаты, а также условие о поэтапной оплате выполненных работ.
4. Проект контракта документации об Аукционе содержит неправомерное требование о том, что привлекаемые подрядчиком организации имеют свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на право осуществления данного вида деятельности и несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
5. Проект контракта документации об Аукционе содержит неправомерное условие о том, что государственный заказчик вправе при расчете за выполненные работы перераспределять стоимость отдельных статей сметного расчета (локальных смет) и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов в пределах цены контракта.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 567 162 790 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.12.2017.


1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлена группа работ, отношении которых требуется подтверждение опыта выполнения работ участником закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 23 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения информационной карты документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в отношении отсутствия единиц измерения товаров, правил заполнения, а также установлено неправомерное требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно правил заполнения заявки на участие в Аукционе представитель Уполномоченного органа пояснил, что в пункте 3.6 документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющая надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Относительно описания участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе излишних показателей товаров, представитель Уполномоченного органа пояснил следующее.
Согласно сведениям, представленным представителем Заказчика в документации об Аукционе предусмотрена таблица приложения N 1, в которой содержатся сведения о качестве, технических характеристиках товара, которые подлежат описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе.
Как установлено Комиссией, в документации об Аукционе содержатся требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний - масса 1 м трубки в граммах исполнения I в пределах 15,96 - 30,19, параметр шероховатости поверхности требуемых пиломатериалов не должен превышать для пиломатериалов 4-го и 3-го сортов 1600 и 1250 мкм соответственно, могут допускаться пластевые сквозные трещины, в том числе выходящие на торец, длиной, мм, не более 200.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлены график выполнения работ, график оплаты, а также условие о поэтапной оплате выполненных работ.
Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Как следует из пояснений представителя Заказчика контракт действует по 31.12.2019 (пункт 13.2 проекта государственного контракта), при этом предусмотрен график выполнения работ (приложение N 2 к проекту государственного контракта), а также график оплаты выполненных работ (приложение N 4 к проекту государственного контракта).
Кроме того, в ЕИС размещена проектная документация в соответствии с которой будут выполняться работы.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, проект контракта документации об Аукционе содержит неправомерное требование о том, что привлекаемые подрядчиком организации имеют свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на право осуществления данного вида деятельности и несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.4.1 проекта государственного контракта предусмотрено условие о том, что подрядчик вправе, в том числе заключать договоры субподряда со специализированными организациями на выполнение работ, предусмотренных контрактом. При этом подрядчик гарантирует, что привлекаемые им организации имеют свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на право осуществления данного вида деятельности и несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Как следует из пояснений представителя Заказчика в пункте 4.4.1 допущена техническая ошибка в отношении условия о том, что привлекаемые им организации имеют свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя, проект контракта нарушают документации об Аукционе содержит неправомерное условие о том, что государственный заказчик вправе при расчете за выполненные работы перераспределять стоимость отдельных статей сметного расчета (локальных смет) и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов в пределах цены контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 2.8 проекта государственного контракта предусмотрено условие о том, что государственный заказчик вправе при расчете за выполненные работы перераспределять стоимость отдельных статей сметного расчета (локальных смет) и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов в пределах цены контракта.
Как следует из пояснений представителя Уполномоченного органа положения пункта 2.8 проекта государственного контракта установлены в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе исходя из потребностей Заказчика в случае корректировки проектной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.


На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:


1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части неправомерного установления требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров, а также условия о том, что привлекаемые им организации имеют свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.12.2017 N К-1782/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.