На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "Ю" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении: ФГБОУ "В" (далее - Заказчик N 1), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хлебобулочных изделий (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0318100047920000159) (далее - Аукцион N 1); при проведении ГБУЗ "СБ" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Заказчик N 2), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (хлеб) для ГБУЗ "СВ" МЗ КК (номер извещения в ЕИС - 0318300338620000089) (далее - Аукцион N 2), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов.
Согласно доводу обращению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе N 1.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 1:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.11.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 889 608,50 рублей;
4) источник финансирования - субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и средства от приносящей доход деятельности;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 03.12.2020;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион N 1 признан несостоявшимся;
7) победителем Аукциона N 1 признан ИП А. с предложением о цене контракта в размере 7 889 608,50 рублей.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 2:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.06.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 496 735 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 25.06.2020;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе N 2 допущено 4 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона N 2 - 04.09.2020;
9) в период проведения Аукциона N 2предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона N 2 признан Заявитель с предложением о цене контракта в размере 320 848,92 рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе N 1.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 19 статьи 44 Закона о контрактной системе подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки.При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.
В соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в томчисле порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564) установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - плата).
Согласно пункту 2 Постановления N 564 утвержден предельный размер платы в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость. В случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тысячи рублей.
Согласно пункту 7 Постановления N 564 в случае наличия у участника закупки специального счета, предусмотренного частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, оператор специализированной площадки не позднее одного рабочего дня со дня осуществления заказчиком действий, предусмотренных частями 7 и 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в части размещения протокола о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта), вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств в размере платы к специальному счету.
Согласно пункту 8 Постановления N 564 в случае отсутствия у участника закупки специального счета, предусмотренного частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, оператор специализированной площадки не позднее одного рабочего дня со дня осуществления заказчиком действий, предусмотренных частями 7 и 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в части размещения протокола о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта), вправе направить такому участнику закупки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки, специализированной электронной площадки требование о перечислении денежных средств на банковский счет соответствующих оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 03.12.2020 в 09:00.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки по факту заключения контракта по итогам Аукциона N 2 со счета Заявителя неправомерно списана плата, установленная Постановлением N 564, в результате чего заявка Заявителя на участие в Аукционе N 1 возвращена, в связи отсутствием на выбранном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки.
Представитель Заявителя пояснил, что Заявителем открыт специальный счет N 40702810843090030598 в ПАО РНКБ (далее - Банк N 1).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым при выборе специального счета для участия в Аукционе N 1 Заявителем указан специальный счет, открытый Банке в N 1, вместе с тем Банк N 1 не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе N 1 по причине отсутствия на выбранном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки.
Вместе с тем, Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что при выборе специального счета для участия в Аукционе N 2 Заявителем указан специальный счет N 40702810230000028483 в ПАО "СГ" (далее - Банк N 2), вместе с тем на момент направления 03.06.2020 распоряжения на перечисление платы за участие в Аукционе N 2, специальный счет Заявителя в Банке N 2 былзакрыт, а направленное Оператором электронной площадки вышеуказанное распоряжение было отклонено. При этом предъявление Оператором распоряжения на перечисление платы за участие не ограничено специальным счетом, на котором было осуществлено блокирование денежных средств в качестве обеспечения на участие в Аукционе.
Кроме того, Представитель Оператора электронной площадки представил сведения, согласно которым 03.07.2020 Заявителем открыт специальный счет N 40702810843090030598 в Банке N 1, при этом, поскольку, на указанном специальном счете до 26.11.2020 движений не происходило, установленная Постановлением N 564 плата 02.12.2020 списана со специального счета, открытого Банке N 1.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
Признать довод ООО "Ю" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.