РЕШЕНИЕ от 9 октября 2020 г. по делу № 20/44/105/1717  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ИП П. (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (остаточные работы). (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0318100043320000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не в полном объеме размещена в ЕИС проектная документация, а именно в ЕИС отсутствует рабочая документация и том 3.2.1 раздел 3. "Технологические и конструктивные решения реконструкции противопаводковой системы обвалования рек с подготовительными работами по очистке русел рек. Искусственные сооружения". Часть 2. Берегоукрепление. Книга 2. Река Кубань. Графические материалы" (далее - Том 3.2.1 Берегоукрепленеие);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе изменяющие суть документации об Аукционе;
3. в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 25.09.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 148 547 768,98 рублей;
4) источник финансирования - за счет средств федерального бюджета, КБК - 08204052869999998414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукциона - 06.10.2020;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана 1 заявка признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признано ООО "С" с предложением о цене контракта 148 547 768,98 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещена документация об Аукционе в полном объеме, а именно в ЕИС отсутствует рабочая документация и Том 3.2.1 Берегоукрепление.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом проектная документация размещена не в полном объеме, а именно отсутствует Том 3.2.1 Берегоукрепление.
Представители Уполномоченного органа, на заседании Комиссии пояснили, что в ЕИС размещена проектная документация в полном объеме и получено положительное заключение ФАУ "Г" (положительные заключения по проектной документации и результатам инженерных изысканий от 04.04.2013 N 260-13/ГГЭ-8482/07), в том числе размещен Том 3.2.1 Берегоукрепление.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в ЕИС отсутствует рабочая документации, которая по мнению заявителя является частью проектной документации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию" (далее Постановление Правительства N 87) установлено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Также Постановлением Правительства N 87 установлен исчерпывающий перечень требований к составу проектной документации, при этом в указанном постановлении отсутствует указание, что рабочая документация является составной частью проектной документации.
Вместе с тем, представители Заявителя не представили документов, подтверждающих обоснованность, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе изменяющие суть документации об Аукционе, в части получения разрешительной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в ЕИС размещены ответы на запросы разъяснений документации об Аукционе N РД8, N РД9, содержащие в том числе следующие сведения: "На запрос N 3 вы дали ответ: "Разрешительная документация и правоустанавливающие документы не входят в состав аукционной документации. В составе аукционной документации представлена проектно-сметная документация, в соответствии с которой должны проводиться строительно-монтажные работы. Разрешительная документация, которая имеется у заказчика, предоставляется заказчиком подрядчику в ходе исполнения контракта.
При этом по условиям проекта контракта, размещенного на площадке, в обязанности Подрядчика входит: п. 5.3.20 Обеспечить получение всей разрешительной документации, необходимой для исполнения работ по настоящему Контракту и требуемой в соответствии с законодательством РФ и субъектами РФ".
Ответ: "Разрешительная документация и правоустанавливающие документы не входят в состав аукционной документации. В составе аукционной документации представлена проектно-сметная документация, в соответствии с которой должны проводиться строительно-монтажные работы. Разрешительная документация, которая имеется у заказчика, предоставляется заказчиком подрядчику в ходе исполнения контракта. Предоставление всех правоустанавливающих и разрешительных документов находится в зоне ответственности Заказчика".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что пунктом 5.3.20 государственного контракта подразумевается получение подрядчиком порубочных билетов, в случае если проведение работ на конкретном земельном участке будет осуществляться со сносом зеленых насаждений, при этом всю необходимую разрешительную документацию Заказчик предоставляет подрядчику в ходе исполнения контракта, а подрядчик обязан обеспечить получение данной разрешительной документации, необходимой для исполнения работ по контракту.
Кроме того, представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования, установленные в проекте контракта документации об Аукционе, не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные разъяснения положений документации не изменяют суть документации, а также соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные сведения, представленные в составе разъяснений положений документации об Аукционе, изменяют суть положений документации об Аукционе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно документация об Аукционе доступна для ознакомления в ЕИС не в полном объеме, поскольку ряд файлов размещен в формате dwg, а также установлены противоречивые сведения в отношении объема выполнения работ, указанных в проектной документации и техническом задании документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что проектная документация, размещенная в ЕИС, не содержит ограничения для ознакомления, копирования и печати.
На заседании Комиссии установлено, что "dwg" является форматом для систем автоматизированного проектирования, поддерживается несколькими программами, в связи с чем, Комиссия не усматривает ограничений для ознакомления с файлами, размещенными на Официальном сайте.
Кроме этого, информацию, содержащуюся в проектной документации, не требуется представлять в составе заявок на участие в закупке, поскольку первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в полном объеме размещены локальные сметы, а также объемы и ведомости работ, необходимые при выполнении работ.
Вместе с тем, представители Заявителя не представили документов, подтверждающих обоснованность, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
Признать жалобу ИП П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.