Решение по делу К–985/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–985/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

17.08.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СпецУниверсал» (далее – Заявитель) на действия Аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике», Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее –Аукционная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации(далее –Заказчик), ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике» (далее –Уполномоченный орган), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по объекту «Реконструкция межхозяйственной оросительной системы «Була-им. Крепкова-Звезда-Тойси-Чулпан», Батыревский район, Чувашская Республика» (номер извещения 0315100003515000017) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссией Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее-Официальный сайт) –17.07.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 49 210 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

6) в соответствии с частью 8 статьи 87 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.

1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2015 №0315100003515000017-1 участнику закупки с порядковым номером заявки «3» (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: «в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: В соответствии с п.2.4. приложения №1 к информационной карте документации об Аукционе при формирование первой части заявки участник закупки указывает конкретные показатели используемого товара при выполнении работ, оказание услуг товара соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе. Часть 3 документации об Аукционе (Техническое задание) содержит перечень основных материалов, применяемый при выполнении работ. Участник Закупки, в позиции №3 перечня основных материалов, применяемых при выполнении работ, не указал характеристики материалов по п.3(насос Grundfos или эквивалент)».

Согласно разделу «Техническое задание на выполнение работ» документации об Аукционе в части «Перечень основных материалов, применяемых при выполнении работ» пункта 3 Заказчиком установлено следующие: «Насос Grundfos или эквивалент, одноступенчатый центробежный консольно-моноблочный насос. Характеристики насоса должны соответствовать следующим: размеры фланцев в соответствии с EN 1092-2, частота вращения не менее 2980 об/м, номинальный расход не менее 234 м³/ч, номинальный напор не менее 115 м, текущий диаметр рабочего колеса требуется 295 мм, корпус насоса требуется чугун, максимальная температура жидкости +40 °C, количество полюсов требуется 2, номинальная мощность требуется 110 кВт, промышленная частота 50 Гц.»

Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной Приложением № 1 к информационной карте документации об Аукционе установлено:

2. При осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг:

2.1. В случае, если объектом закупки является выполнение работ, оказание услуг без указания на использование товара, участник закупки в первой части заявки указывает только свое согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

2.2. В случае, если в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования при выполнении работ, оказания услуг товара, участник закупки выражает свое согласие, на использование товара, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

2.3. В случае, если участник закупки предлагает к поставке товар, используемый при выполнении работ, оказании услуг который является эквивалентным товару, указанному в документации об электронном аукционе, по которому имеется указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, участник закупки указывает товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для использования при выполнении работ товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в документации об электронном аукционе.

Комиссия изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, установила, что заявка Заявителя содержит согласие на использование товара, в отношении которого в документации об Аукционе содержится указание на товарный знак.

При этом, Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленная Приложением № 1 к информационной карте документации об Аукционе, допускает предоставление согласия, на использование товара, в отношении которого в документации об Аукционе содержится указание на товарный знак, без указания конкретных показателей товара используемого при выполнении работ.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 15 Информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены следующие требования к участникам закупки, а именно: наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве, о допуске к следующим видам работ, включенным в перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624 (номера пунктов и подпунктов видов работ приведены в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 г. № 624): III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 3. Земляные работы: 3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве. 4. Устройство скважин: 4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин). 4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин. 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций: 6.1. Опалубочные работы. 6.2. Арматурные работы. 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций. 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций: 7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений. 10. Монтаж металлических конструкций: 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений. 16. Устройство наружных сетей водопровода: 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных. 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей. 17. Устройство наружных сетей канализации: 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев. 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи: 20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно. 20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ. 20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно. 24. Пусконаладочные работы: 24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов. 24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов. 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов: 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.

25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами. ИЛИ 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2. Транспортное строительство: 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта. 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно. 33.7. Объекты водоснабжения и канализации. 33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики). 33.13. Гидромелиоративные объекты.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Постановление № 99).

Пунктом 2 приложения № 2 к Постановлению № 99 установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки,: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)».

Подпунктом 1.6.2 пункта 9 раздела «Информационная карта» документации об Аукционе к участникам Закупки установлены следующее дополнительные требования: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99».

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не установлена группа работ, в отношении которой участникам закупки необходимо предоставить опыт выполнения соответствующих работ, в подтверждение соответствия участников дополнительным требованиям. установленным в документации об Аукционе.

Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СпецУниверсал» обоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системы.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системы.

4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системы.

5. Передать материалы дела от 17.08.2015 № К–985/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.