Решение по делу К–575/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–575/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

18.05.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Дорремстрой-1» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии  Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике» (далее – Аукционная комиссия) при проведении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республике» (далее - Заказчик), ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции головного гидроузла на р. Чегем, Кабардино-Балкарская Республика (номер извещения 0304100002315000003) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)      извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 27.03.2015;

2)      способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3)      начальная (максимальная) цена контракта – 194 393 780 рублей;

4)      на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

5)      к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

6)      дата проведения Аукциона – 30.04.2015;

7)      в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8)      победителем Аукциона признано ООО «АМА. Строй» с минимальным предложением о цене контракта 192 449 842, 20 рубля.

1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:                                                         1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 27.04.2015 № 0304100002315000003-1 (далее – Протокол рассмотрения первых частей заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, последующему основанию: «По позиции № 212 «Батарея аккумуляторная» в заявке предлагается «Вес, кг, 6,0». Данное предложение не соответствует требованиям документации. В документации требовалось: «Вес, кг, более, 6,0».

Пунктом 212 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару «Батарея аккумуляторная»: «Вес, кг, более,  6,0».

В соответствии с пунктом 2 документации об Аукционе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» установлена следующая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе:

«Все характеристики объекта закупки, указанные в требованиях к материалам технического задания документации об электронном аукционе, обязательны для предоставления в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Предоставляемые участником закупки сведения не должны носить предположительный характер (например, не должны сопровождаться словами «может…»,  «должен…» и их производными, «эквивалент», «аналог», «не менее», «не более», «не ниже», «не выше», «от», «до», «возможно», «в пределах» и т.п.), а должны быть конкретными, позволяющими определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика и не допускать разночтения или двусмысленное толкование.

При указании показателей материалов следует строго придерживаться используемых обозначений (единиц измерения, верхних/нижних индексов, градусов, процентов и т.п.). Их искажение будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений о товарах, их качественных и функциональных характеристиках.

Если значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами «не более» или «не менее», участником закупки в заявке устанавливается конкретное значение, в том числе и равное предельным показателям; фразами «свыше» (более) или «менее», участник закупки вправе указать значение в данном диапазоне, но не равное предельному значению.

В случае,  если значения показателя указаны в виде диапазона через дефис (знак «-») следует указать  конкретное значение показателя в требуемом диапазоне.

При описании характеристик следует учитывать, что в случае указания товаров (марок, типов, показателей и т.п.) через точку с запятой участнику закупки необходимо указать конкретный товар (марку, тип, показатель и т.п.).

  В случае, когда товары (марки, типы, показатели и т.п.) перечисляются через запятую и без словосочетания «одного из…»,     участнику закупки необходимо предложить все перечисляемые конкретные товары (марки, типы, показатели и т.п.).

Если в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, устанавливается интервальный показатель в соответствии с действующими нормативными актами, значение которого  не может изменяться в ту или иную сторону, наименование которого сопровождается фразой «диапазон… от … до …», «диапазон… св … до …», участником закупки должен быть предложен товар именно с такими значениями показателя».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит сведения о весе батареи аккумуляторной «Вес, кг, 6,0», что не соответствует требованиям пункта 212 Технического задания документации об Аукционе.

Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. 

На заседании Комиссии установлено, что Заявителю также отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: «По позиции     № 22 «Асфальтобетонная смесь» в заявке указано: «Горячая пористая мелкозернистая асфальтобетонная смесь марки I … водостойкость 0,6». Представленная информация противоречит требованию ГОСТ 9128-2009. В п. 5.1.6 данного ГОСТа указано что водостойкость пористых  асфальтобетонов марки I должно быть не менее 0,7».

Пунктом 22 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару «Асфальтобетонная  смесь»: «водостойкость должна  быть не менее 0,6».

При этом на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе, в том числе в пункте 22 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком не установлено требование о соответствии товара «Асфальтобетонная  смесь» требованиям ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия».

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок к участию в Аукционе допущено два участника закупки. В заявках участников закупки № 2, № 3 по пункту 4 «Шпатлевка» установлены следующие сведения «Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 ± 0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 ( ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм, с, 30».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Технического задания документации об Аукционе по товару «Шпатлевка» Заказчиком установлено требование «Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 ± 0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм, с, 30 - 45».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе составлена Заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий.

Согласно документации об Аукционе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в том числе, отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе основание для отказа в принятии банковской гарантии, нарушают пункт 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по выполнению государственного контракта.

На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что проектно-сметная документация по Аукциону размещена Заказчиком на Официальном сайте не в полном объеме.

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Дорремстрой-1» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 45, пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 18.05.2015 № К-575/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.