РЕШЕНИЕ от 8 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/441 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/441 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "М" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ГУП "А" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала, коллекторов им. Октябрьской революциии сооружений Коровской оросительной системы, Республика Дагестан Дюкер через р. Шкра-Озень (2-нитки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0303100001018000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)


установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии показателей класса и морозостойкости товара "Бетон тяжелый гидротехнический" требованиям ГОСТ 26633-2015.
2. В документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств погосударственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а именно: отсутствует вид работ "монтаж технологического оборудования", предусмотренный рабочей документацией и сметными расчетами;
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 227 226 840 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.05.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии показателей класса (В30 - марка по прочности М400) и морозостойкости (F200) товара "Бетон тяжелый гидротехнический" требованиям ГОСТ 26633-2015, поскольку указанный ГОСТ не содержит условных обозначений "М400", "F200".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 26633-2015 содержит следующие обозначения в отношении класса и морозостойкости бетона:
"По показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120
- по морозостойкости:
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанный ГОСТ не содержит условных обозначений "М400", "F200" в отношении прочности и морозостойкости бетона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования о соответствии товара "Бетон тяжелый гидротехнический" указанному ГОСТ нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно положениям документации об Аукционе, к товару "Горячекатная арматурная сталь периодического профиля класса: А-II" установлено требование о соответствии положениям ГОСТ 34078-2017.
Пункт 1 ГОСТ 34078-2017 содержит следующее: "Настоящий стандарт распространяется на прокладки рельсовых скреплений железнодорожного пути, предназначенные для установки на деревянных и железобетонных шпалах, брусьях стрелочных переводов и эксплуатации в звеньевом и бесстыковом железнодорожном пути в условиях грузового, скоростного, совмещенного со скоростным движения".
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции магистрального канала.
Кроме того, согласно положениям документации об Аукционе, к товару "Бетон тяжелый" установлены, в том числе, следующие требования: "ГОСТ 26633-2015; Значения показателей, которые не могут изменяться - крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М5)".
Вместе с тем, положениями ГОСТ 26633-2015 установлено значение показателя "Наибольшая крупность заполнителя".
Наибольшая крупность заполнителя, мм Содержание фракций в крупном заполнителе, % От 5 до 10 мм Св. 10 до 20 мм Св. 20 до 40 мм Св. 40 до 80 мм Св. 80 до 120 мм20 25-40 60-75 - - -" На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки установленную документацией об Аукционе характеристику товара с учетом соответствия ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570, а именно: отсутствует вид работ "монтаж технологического оборудования", предусмотренный рабочей документацией и сметными расчетами.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 39 документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает следующие работы: подготовительные работы, земляные работ, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствий.
Из жалобы Заявителя следует, что в рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования.
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что рабочая документация, размещенная в ЕИС, не предусматривает такой вид работ, как монтаж технологического оборудования и что в сводном сметном расчете 2001 и 2017 отсутствует сметная стоимость указанных работ.
Вместе с тем, в рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования, включенный в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.
На основании изложенного, Комиссии приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства N 570, например, монтаж технологического оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Согласно Инструкции: "Применяемые в ходе исполнения строительные материалы, конструкции и гидромеханическое оборудование должны соответствовать проектной документации - ведомости объемов и спецификации приведены в разделе 3 "Технические и конструктивные решения линейного объекта, искусственные сооружения", том 1 и том 2, обозначение -039/16-Р-Д-КЖ (листы 5-12 и ЗД1-ЗД3), 039/16-Р-Д-КМ (листы 2-14) и разделу 5 "Проект организации строительства" том 3 обозначение -039/16-Р-Д-ПОС (листы3,4 и ведомость объемов ПОС лист 1,2) объемы работ по позициям локальных сметных расчетов N 02-01-02, N 02-01-02 приведены для трех ниток дюкера, объемы работ для двух ниток определяются путем деления объемов работ на три с последующем умножением на два", однако в ЕИС проектно-сметная документация отсутствует.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 18.04.2018 по делу N 18/44/105/340 по итогам рассмотрения жалобы ИП Ж. (далее - Решение) в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении по ряду пунктов технического заданиядокументации об Аукционе требований к характеристикам товара, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренным ГОСТ, установлении ненадлежащим образом в документации об Аукционе видов и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнениюсвоих обязательств по контракту, не установлении в проекте государственного контракт положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Для устранения указанных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, Уполномоченному органу по вышеуказанному делу выдано предписание от 18.04.2018 по делу N 18/44/105/340 (далее - Предписание) о необходимости Заказчику, Уполномоченному органу внесения изменений в документацию об Аукционе в соответствии с Решением и Законом о контрактной системе в срок до 04.05.2018.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком не внесены изменения в документацию об Аукционе согласно требованиям Предписания.
На основании изложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу ООО "И" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.05.2018 N 18/44/105/441 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.