РЕШЕНИЕ от 12 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/854 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/854 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Б" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1202+000, Оренбургская область; Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1202+000 - км 1210+000, Оренбургская область" (номер извещения - 0301100012718000076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)


установила:


В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 885 845 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.06.2018;
5) дата проведения Аукциона - 02.07.2018;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, из которых 2 заявки участников закупки признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе;
7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.06.2018 N 9778 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием положений заявки требованиям, установленным документацией об Аукционе, Закона о контрактной системе, а также в связи с отсутствием в заявке наименования страны происхождения товаров, так в частности:
"N 1 "Асфальтобетонные смеси" показатель "Тип А; Б; В". Содержание щебня; гравия св. 30 до 60%. Согласно пункту 4.1.5 ГОСТ 9128-2013 содержание щебня 40% соответствует типу смеси В свыше 30% до 40%, для смеси типа Б содержание щебня свыше 40% до 50%. Участником по указанному показателю указано "Тип Б. Содержание щебня 40%. Сведения: указанные значения "содержание щебня" относятся для типа В (участником выбран тип Б).
N 88 "Смесь песчано-гравийная природная" Показатели "природная; обогащенная", "Группа смеси должна быть 1; 2; 3; 5". Согласно 4.3.4 ГОСТ 23735-2014 Обогащенную песчано-гравийную смесь в зависимости от содержания зерен гравия подразделяют на пять групп: 1 - 5. Участником выбран "природная" смесь, при этом указана группа смеси 5 для "обогащенной" смеси.
N 136 Грунтовка. Товар должен соответствовать ГОСТ 25129-82. Показатель "Применение перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости сольвентом (ГОСТ 10214 или ГОСТ 1928); ксилолом (ГОСТ 9949 или ГОСТ 9410); или смесью одного из указанных растворителей (участник указывает сольвент или ксилол) с уайт-спиритом (не-фрас-СЧ-155/200) по ГОСТ 3134 в соотношении по массе 1:1". Товар соответствует ГОСТ 25129-82. Согласно Инструкции по заполнению заявки в случае установления требований с использованием союза "или" участнику необходимо выбрать одно из предложенных значений. Участник не выбрал одно из предложенных значений и указал "Перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости ксилолом (ГОСТ 9949 или ГОСТ 9410)".
Также, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку участника закупки порядковым номером "1" и сообщил, что согласно представленной представителем Заказчика заявке участника закупки с порядковым номером "1", указано "Российская Федерация", что по мнению Комиссии, не противоречит требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявок к участию в Аукционе отказано также участнику закупки с порядковым номером заявки "2" в связи с несоответствием положений заявки требованиям, установленным документацией об Ааукционе, Закона о контрактной системе, так в частности:
"Товары 99 "Знаки дорожные" (также 119, 120, 121, 122, 144, 151, 162, 198, 206): показатель "Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления должны быть серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей)". В соответствии с п. 5.2.5 ГОСТ Р 52290-2004 Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления должны быть серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей). Участником по указанному показателю указано "Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления серого цвета".
Товар 137 "Щебень фракции 10 - 20 мм": показатель "Содержание глины в комках не более 0,25% по массе". Участником по указанному показателю указано "Содержание глины в комках не более 0,20% по массе".
Товар 21, 158 "Олифа комбинированная": показатели "Цвет по йодометрической шкале не темнее 800 мг 12/100 см3", "Время высыхания [до степени 3] при температуре (20 +/- 2) °C не позднее 24 ч.". Участником по указанным показателям указано "Цвет по йодометрической шкале 800 мг 12/100 см3", "Время высыхания [до степени 3] при температуре (20 +/- 2) °C 24 ч.".
В отношении отклонения заявки участника закупки с порядковым номером "2" (пункты 99, 119, 120, 121, 122, 144, 151, 162, 198, 206), в том числе по показателю "Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления серого цвета (за исключением оцинкованных поверхностей)" (далее - Показатель N 1), представитель Заказчика пояснил, что в заявке также наряду с указанным показателем следует указывать значение показателя "Все детали и сборочные единицы знаков должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Защитное покрытие должно соответствовать требованиям ГОСТ 9.401" (далее - Показатель N 2), следовательно, в составе заявки участника закупки с порядковым номером "2" указано следующее значение показателей "Корпус и оборотная сторона знаков, а также все элементы крепления серого цвета", "Все детали и сборочные единицы знаков имеют защитное покрытие", в связи с чем указание наряду с Показателем N 2 словосочетания по Показателю N 1 "за исключением оцинкованных поверхностей" влечет отклонение заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено иных сведений, подтверждающих правомерность действий Аукционной комиссии.
В отношении иных оснований отклонения вышеуказанных заявок участников закупки (заявка Заявителя: пункты 1, 137, 158; заявка участника закупки с порядковым номером "1": пункты 1, 88, 136), Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решениями от 21.06.2018 N 18/44/105/701, от 27.06.2018 N 18/44/105/750 по итогам рассмотрения жалоб Заявителя, ООО "С", в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе излишних требований к товарам, ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также неправомерное условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании вышеуказанный решений Заказчику, Аукционной комиссии выданы предписания, в соответствии с которыми Аукционной комиссии предписано в срок до 11.07.2018, в том числе, не учитывать вышеуказанные ненадлежащие требования к товарам и положения инструкции при рассмотрении заявок на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе участникам закупки с порядковыми номерами "1" (Заявитель), "2" явились требования к товарам, ненадлежащие положения инструкция, положения которых на основании вышеуказанных решений предписано не учитывать при рассмотрении заявок, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией, Заказчиком не исполнены надлежащим образом ранее выданные предписания, что является нарушением пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, участнику с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу АО "Б" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 09.07.2018 N 18/44/105/822 по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 21.06.2018 N 18/44/105/701, от 27.06.2018 N 18/44/105/750, от 09.07.2018 N 18/44/105/822 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.